Интервью с профессором Новосибирской Государственной консерватории им. Глинки, членом жюри III-го Московского конкурса юных исполнителей на русских народных инструментах им. Н. П. Будашкина Еленой Прокофьевной Янковской.

Страницы: 1
Интервью с профессором Новосибирской Государственной консерватории им. Глинки, членом жюри III-го Московского конкурса юных исполнителей на русских народных инструментах им. Н. П. Будашкина Еленой Прокофьевной Янковской.
 
Абсолютно согласна с участниками этого интервью, хотя сфера моей деятельности на настоящий момент удалена от народных инструментов. Очень мудрые слова.
Музыка – это «Искусство отдавать» в условиях любой реальности. Техника сама по себе мертва, если кантилена не начнёт «дышать», а пауза не станет звучащим многоточием, если преодоление технических трудностей превратится в самоцель (Эх! Никто не исполняет флажолеты лучше меня!!! Слышите, какой я молодец?! А вот здесь, внимание – пассаж в быстром темпе!), если правильно выверенные фразировки не сложатся в большее, и зал, после исполнения оркестром «Русского вальса» Городовской, в финале начнёт аплодировать сразу. Есть исполнители, которые заставляют даже профессионалов просто слушать, не вычленяя из произведения куски, ведь красота – это естественное состояние. Именно этому нужно учить сегодня ребят.

Путь к Всероссийским конкурсам усыпан победами в окружных и зональных испытаниях.
Их участников уже нельзя назвать неопытными, но они не перестают оставаться детьми.
Переступая эту черту, ребята находятся в состоянии крайней психологической ответственности перед собой, педагогами, родителями и теми, кто остался позади. Каждый ребёнок (даже на первой ступеньке) мечтает победить не только ради себя. Они стремятся к этому, ограничивая себя во многих радостях детства, работая на уровне взрослых сформировавшихся людей.
Увы, победы не достаются всем, но никогда нельзя говорить детям излюбленной фразы «Главное – участие». Какой бы в этот момент смысл не вкладывался говорящим, ребёнок воспринимает это как пренебрежение к его душевным переживаниям. Главное – не победа, не участие и даже не конкурс, а то, насколько он готов себя отдать. Как только ребёнок ставит перед собой цель получить главный приз, начинается самый настоящий творческий кризис, когда даже блестящая техника делает его безжизненным. Это самый сложный момент для педагога, потому что можно потерять главное. Это не спорт.

Но вот всё позади…
Победителям – дипломы, внимание, перспективы. Завтра они придут на урок во много раз сильнее, чем были вчера. И это здорово!
Побеждённые… Их совсем не видно за воздушными шариками и фейерверками в честь дипломантов. Завтра у кого-то сработает природное упрямство, и он начнёт доказывать всему миру, что тоже достоин победы, а кто-то надолго опустит руки. Можно упорно рассуждать о воспитывающей роли конкурсов и об умении, падая, подниматься. Но это
напрямую зависит от психологических особенностей человека и далеко не всегда поддаётся «воспитанию». Характеризует ли это каким-то образом музыканта? Думаю, не в первую очередь.
Кто-то, возможно, возразит: «Вся жизнь – преодоление. Нужно готовить ребёнка к самостоятельности и не ограждать от реального положения вещей». Да, но опытные взрослые зачастую создают трудности искусственно, а может стоит немножко придержать детство? Кто знает, может от вовремя подставленного плеча и реальность наша взрослая
со временем потеплеет?
Для организаторов конкурсов всех уровней и жюри «этап фейерверков» - облегчённый вздох «Свершилось!»
Не уходите из зала звездами! Никогда не забывайте о том, что Ваше позитивное мнение для ребёнка, стоящего по ту сторону мечты, в этот момент важно так же, как важно заниматься на хорошо отстроенном инструменте. Просто несколько слов в поддержку.
Это даёт им возможность вернуться с новыми силами, ведь оттого, что в них «почему-то» поверили известные и уважаемые музыканты (а не только педагог по специальности) появляется желание БЫТЬ. Конечно, нам всем хочется, чтобы ребёнок с высоко поднятой головой сказал «Ничего, я буду ещё больше работать, и ничего страшного не произошло, потому что я уже здесь и сейчас», но лично я в своей практике этого не слышала, хотя работаю не с малышами.
Очень наглядный пример тому «Детское Евровидение» в своей финальной части:
психика ребёнка получает колоссальный удар не потому, что детям не дадут главного приза, а потому, что они считают, что не оправдали доверия.
Тем, кому по разным причинам не хватит пробивных способностей дойти в будущем до Олимпов, отведена очень важная роль – остаться хорошими музыкантами где-то там, на периферии, и результат их труда будет, возможно, более очевиден и благодарен, чем погоня за призраками в столице в условиях жёсткой конкуренции за право существования.
Пусть дети всегда оказываются победителями, а остальное рассудит жизнь.
 
Целиком и полностью с Вами согласна. К сожалению,  сейчас, как мне кажется, очень мало внимания уделяется воспитанию Музыкантов с большой буквы, тонко мыслящих, чувствующих, зато уровень технической подготовленности исполнителей сильно возрос. Конкурсы, конечно, основные показатели такого положения дел.  Мне кажется, ученика нужно учить самостоятельно мыслить, слушать и слышать звук, искать его и ,самое главное, уметь передать слушателю свои находки (то есть, исполнительской воле), а не только играть технично. Тогда миссия педагога будет выполнена. И если твой ученик, закончив учиться, может всё это,- значит, ты хороший учитель...
Мне кажется, счастье для педагога - это, когда твой ученик больше в тебе не нуждается!
P.S. мое мнение субъективно.
 
Интересно - где взять таких учеников?
 
Я мама маленькой домристки (девочке 8,5 лет, она два года учится в музыкальной школе). Мне хочется распечатать интервью и периодически читать. Слушаю некоторых известных домристов, вне всяких конкурсов, поражаюсь виртуозности исполнения,и, одновременно, ловлю себя на мысли, что музыка пропадает. То наслаждение, которое даёт народная музыка, созвучная душе, пропадает, когда смотришь на исполнителей, один второй и далее пассажи, всё, справился! И даже как то дышится спокойней.
И ребёнок мой по мере увеличения сложности репертуара с трудом удерживается мной и педагогом от скорости в пользу музыкальности.
Я за конкурсы. Что касается моего дитя, уверена, что это поддержит интерес к занятиям. Для неё пока не очевидно, что те часы, которые она посвятит занятиям улучшают её технику и развивают музыкальность. А на конкурсе она во-первых слушает других (кто как играет), во вторых получает возможность выступить на сцене, получит замечания людей, не участвующих в её музыкальном воспитании. На единственном конкурсе, в котором она принимала участие она смогла справится с волнением, а после него увеличила интенсивность занятий, появилась новая заинтересованность. Я не хочу превращать музыку в спорт, сознаю такую опасность, но в современном детском мире нужен стимул, кроме маминого слова, который заставит чаще брать в руки инструмент, заставит внимательнее слушать педагога.
Что касается стресса - мы исключаем из обихода оценку "хорошо играла", заменяем на "хочется послушать ещё раз" или "не хочется". Для преодоления негатива конкурса должна быть поддержка семьи, интерес к каждодневному труду ребёнка.
 
Зоя, Послушайте те ка альбом "Три Богатыря", музыка народов мира и русский альбом - и вы сразу захотите взлететь на крыльях!!)))дир. Б. Ворон, солисты Б.Йованович (аккордеон), С.Федоров (домра)..
 
Цитата
Ефим  Радзивилл пишет:
Зоя, Послушайте те ка альбом "Три Богатыря", музыка народов мира и русский альбом - и вы сразу захотите взлететь на крыльях!!)))дир. Б. Ворон, солисты Б.Йованович (аккордеон), С.Федоров (домра)..
Прекрасный совет,Ефим,-только где она этот альбом по-твоему должна взять,а??? У меня,например,он есть.Зоя,-обращайтесь....
 
Я бы тоже приобрел...
Страницы: 1
Читают тему