Кривицкий Давид Исаакович

 

Годы жизни: 1937-2010.

Родился в Киеве, в семье музыкантов. Мать – Клара Фрейверт, пианистка, преподавала фортепиано в детской музыкальной школе. Отец – Исаак Кривицкий, известный педагог, концертмейстер первых скрипок в оркестре Киевской оперы. Поступив в Киевскую специальную музыкальную школу, будущий композитор получил и свой первый «урок» национального «равноправия» в сталинской России: его за профнепригодность исключают из школы. В 1960 году окончил Киевскую консерваторию по классу скрипки и до 1966 года работал в оркестрах: Украинского радио и телевидения и Киевского государственного русского драматического театра им. Леси Украинки (концертмейстер оркестра). Параллельно, Д. Кривицкий в 1963 году поступил в ГМПИ имени Гнесиных (ныне РАМ имени Гнесиных) в класс профессора Генриха Литинского и окончил его с отличием в 1968 году.

Жизнь Д. Кривицкого, личная и творческая, резко поделилась на две части. В первой — это энергичный, подвижный, деятельный человек, в 1970-е и начале 1980-х годов много работавший в театре (в частности, в «Современнике», где шли спектакли с его музыкой «Двенадцатая ночь», «Доктор Стокман»), на телевидении и в кино (где написана музыка к мультфильмам, фильмам, телеспектаклям «Пиквикский клуб», «Ночь ошибок», «Шагреневая кожа», «Доктор философии», «Рысь выходит на тропу»).

Композитор пробует себя и во множестве «серьезных» жанров, приобретая первых поклонников и завоевывая высокую репутацию в музыкальных кругах. Достаточно назвать такие имена артистов, исполнявших его сочинения, как дирижеры Г.Рождественский, В.Дударова, А.Кац, пианисты А.Ведерников и Е.Леонская, скрипачи В.Пикайзен, М.Яшвили, З.Шихмурзаева, И.Калер, М.Секлер, А.Бруни, виолончелисты А.Рудин и Ю.Лоевский, трубач Т.Докшицер и многие другие.

В 1970 году Д. Кривицкий вступает в Союз композиторов, получив следующий отзыв классика советской музыки Вано Мурадели: «Меня очень порадовал талант этого композитора. У него есть свое творческое отношение к музыке. Он тонкий музыкант, большой художник и искренний человек…» (из протокола заседания Правления Союза московских композиторов). Д. Кривицкий входит в Совет Московского музыкального молодежного клуба, организованного Григорием Фридом. В те годы это было одно из культовых мест, где позволялось громко звучать музыке Веберна, Шёнберга, других полуопальных классиков XX века. Тут состоялся и ряд памятных премьер Шнитке, Денисова, Буцко, Пярта, самого Д.Кривицкого.

В 1983 году композитор неожиданно тяжело заболевает и сосредотачивает свои силы только на творчестве, которое поддерживает его дух, во имя которого он ежедневно заставляет себя бороться со страшным недугом. И, подобно герою «Доктора Фаустуса» Т. Манна, Давид Кривицкий вдруг открывает в себе особый дар, чувствует необыкновенный творческий взлет, когда один за другим создаются многочисленные опусы: оперы (среди которых “Доктор Живаго” по роману Б. Пастернака), балеты, симфонии, разнообразная камерная музыка для взрослых и для детей, более 30 инструментальных концертов.

Всего творческое наследие Д. Кривицкого достигло 3000 опусов! Уникальное по своему разнообразию, охвату жанров, составов, глубине образного содержания творчество Давида Кривицкого было отмечено дипломом – «За создание самого большого количества музыкальных произведений в разных жанрах (оперы, оратории, балета, кино- и театральной музыки до сочинений для отдельных инструментов, вплоть до балалайки и флейты пикколо)» – и занесено в Книгу рекордов планеты («Русский Гиннес»).

Д. Кривицкий удивительным образом сочетал поглощенность музыкой как таковой, с постоянным расширением общего гуманитарного кругозора. В его интересных рассуждениях о собственной музыке было легко заметить знатока многовековой человеческой мудрости (в том числе античной), историка музыки, теоретика и вообще мыслителя, для которого музыкальные звуки становятся носителями как бы целого спектра внутреннего глубинного смысла… Пытливая мысль композитора путешествовала по странам и эпохам, затрагивая многие философские проблемы существования человека и человечества, обращаясь к самым разнообразным источникам – от Библии до современной поэзии. И если уж вспоминать классиков, то можно предположить, что Кривицкий охотно бы подписался под словами Шумана: «Меня волнует все, что происходит на белом свете – политика, литература, люди; обо всем я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке».

С середины 1990-х годов новый импульс к жизни и вдохновению композитора придало рождение внука Михаила. Для него Д. Кривицкий сочиняет пьески «на вырост», разрабатывает систему развития музыкального слуха, приобщает малыша к тайнам сочинения. И последнее законченное произведение композитора – мелодекламация на стихи А. Фета для чтеца и фортепиано левой руки (июль 2010 года), – создавалось в содружестве и в расчете на внука, ныне студента Московской консерватории. Волнующая поэтичность этого опуса не может не казаться символичной и отражает квинтэссенцию образного строя музыки Д. Кривицкого, которая, по выражению самого композитора, «среди всех катаклизмов повседневности должна нести красоту людям».

Сочинения для домры:

Интродукция, 6 вариаций и тема - для домры соло, 2010 г.
Шесть концертных этюдов для домры-соло
- 2010 г.

Материал подготовила
доктор искусствоведения Е. Кривицкая


Каталог:
Назад в раздел