VII Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "Кубок Севера"

2010 год, г. Череповец

Учредители и организаторы конкурса

  1. Министерство культуры Российской Федерации.
  2. Правительство Вологодской области.
  3. Мэрия г. Череповца Вологодской области.
  4. Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина.
  5. Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова.
  6. НО Благотворительный фонд Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера»

Цели и задачи конкурса

VII Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» призван всемерно способствовать развитию творчества молодых исполнителей, совершенствованию их профессионального мастерства, исполнительской культуры, выявлению новых талантливых музыкантов, а также широкой популяризации музыки для народных инструментов.

Общие условия конкурса

VII Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» состоится в г. Череповце в 2010 году, на базе Череповецкого областного училища искусств и художественных ремесел им. В. В. Верещагина.


VII Конкурс «Кубок Севера» проводится по следующим специальностям:

в категории classical music по номинациям:

- баян,

- аккордеон,

- домра,

- балалайка,

- мандолина,

- цимбалы,

- ударные инструменты с определенной высотой звука (ксилофон, маримбафон, вибрафон),

- гитара;

в категории non-classical music по номинациям:

- баян,

- аккордеон.

Участники конкурса

В конкурсе могут принять участие исполнители, работающие в концертных организациях, театрах, на радио, телевидении, студенты музыкальных вузов и училищ, профессиональный уровень которых соответствует требованиям международных конкурсов.

Возраст участников от 17 до 35 лет. К участию в VII Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» допускаются дипломанты и лауреаты предыдущих конкурсов «Кубок Севера», кроме обладателей Гран-при и лауреатов I премии.

Для участия в конкурсе необходимо прислать в адрес организаторов следующие документы:

  1. заявка (должна быть отпечатана на компьютере; Ф. И. О. преподавателя и концертмейстера указать полностью, а также, указать инструмент, на котором играете),
  2. краткая творческая биография с указанием педагогов школы, училища, вуза (Ф. И. О. полностью),
  3. одна фотография размером 9x14 (цветная),
  4. подробная программа по трем турам с точным указанием авторов и названий исполняемых произведений и времени звучания.

Заявки принимаются в электронном виде и почтой.

Регистрационный взнос в размере 3000 рублей (вносится на регистрации при прибытии на конкурс, по почте не высылается).

В случае отказа кандидата от участия в конкурсе документы и регистрационный взнос не возвращаются.

Оргкомитет не несет ответственности за утерю документов во время пересылки.

Участники, опоздавшие к началу конкурса, к прослушиванию допускаются только по особому разрешению жюри.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 1 марта 2010 года включительно.

Участники, не подавшие заявки до 1 марта 2010 года, не попадают в каталог участников конкурса.

Место проведения конкурса «Кубок Севера»

Россия, 162600, г. Череповец, Вологодская область, ул. Сталеваров, 34а.

Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина (с пометкой «Кубок Севера»)

Телефоны училища: тел./факс: 8(8202) 57-80-09; тел./факс: 8(8202) 57-67-83.

E-mail: artcoIledge@mail.ru (училище)

Секретариат:

Тел./факс: 8(8202) 57-80-84,

Тел./факс: 8(8202) 22-83-33,

E-mail: kubokfond@chp.ru

Порядок проведения конкурса

Конкурсное выступление для солистов номинации classical music секции баяна, аккордеона, струнных щипковых инструментов состоят из трех туров. (Программа - приложения 1, 3) Конкурсное выступление для солистов non-classical music (варьете) баян, аккордеон состоит из двух туров. (Программа - приложение 2.) Все произведения для всех номинаций и туров должны исполняться наизусть.

Порядок выступлений участников в каждой категории устанавливается жеребьевкой перед началом конкурса и сохраняется до конца конкурса.

Ко второму туру категории classical music допускаются не более 50% участников первого тура, набравших наибольшее количество баллов. Жюри имеет право путем обсуждения и голосования не допустить к прослушиванию на третьем туре участника, набравшего самый низкий балл на втором туре.

К третьему туру допускаются по семь участников в каждой номинации категории classical music.

Ко второму туру категории non-classical music допускаются по пять солистов каждой номинации, получивших наибольшее количество баллов первого тура.

Тексты музыкальных произведений, которые не издавались в России, необходимо передать в Оргкомитет конкурса в двух экземплярах не позднее начала конкурсных прослушиваний.

Последовательность исполнения произведений в каждом туре устанавливается самим участником, который указывает эту последовательность в заявке об участии в конкурсе.

Время выступления участника на каждом туре отсчитывается с момента выхода на сцену и до момента ухода со сцены, включая время настройки инструмента и перерывов между произведениями, и не должно превышать времени, указанного в программе (приложения 1, 2, 3).

Подведение итогов и определение победителей

Оценка результатов исполнения произведений проводится членами международного жюри по 100-балльной системе. Оценка определяется путем деления суммы оценок всех членов жюри на количество членов жюри, т.е. выводится средний балл.

В случае, если разница оценок выступления участника десять и более баллов, при подсчете среднего балла не учитываются наибольший и наименьший баллы.

Если наибольший и наименьший баллы поставили двое членов жюри, то при подсчете среднего балла не учитываются оба наибольших и/или наименьших балла.

Если наибольший и/или наименьший баллы поставили трое и более членов жюри, то сначала высчитывается средний балл без учета наибольших и наименьших баллов, затем высчитывается средний балл без отсечения наибольших и наименьших баллов. После этого оба средних балла складываются и делятся на два.

В категории classical music после первого и второго туров публикуются протоколы оценок выступлений участников, не прошедших на очередной тур. После окончания конкурса публикуются все оценки выступлений участников. Определение победителей проводится путем обсуждения и голосования на основе сумм средних баллов, полученных за выступление участников в трех турах.

Участники конкурса секции баяна, аккордеона вправе использовать баян и аккордеон любого типа, размера, модели, кроме инструментов, в которых применяются электронные приставки и усилители.

В категории non-classical music после первого тура публикуются протоколы оценок выступлений участников, не прошедших на второй тур. После окончания конкурса публикуются все оценки выступлений участников. Определение победителей проводится путем обсуждения и голосования на основе суммы средних баллов, полученных за выступление участников в двух турах. Участники конкурса секции баяна, аккордеона вправе использовать свои инструменты любого типа, размера, модели.

Победители и лауреаты конкурса обязаны принять участие в заключительном Гала-концерте и церемонии закрытия конкурса.

Жюри

В состав жюри входят выдающиеся деятели мирового музыкального искусства в области народно-инструментального творчества (виртуозные исполнители, народные и заслуженные артисты, профессора ведущих вузов России, стран ближнего и дальнего зарубежья).

Член жюри не имеет права оценивать выступления своих учеников.

Жюри оставляет за собой право:

  1. не вручать Гран-при конкурса;
  2. присуждать не все премии и дипломы финалистам;
  3. делить премии между участниками;
  4. присуждать специальные призы;
  5. прерывать выступления участников, если они нарушают установленный лимит времени выступления или исполнение не соответствует уровню международного конкурса.

Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

Финансовые условия конкурса

Для всех лауреатов обязательно бесплатное участие в концертах (не более двух), организуемых Оргкомитетом по окончании конкурса.

Победители конкурса обязаны принять участие в заключительном Гала-концерте конкурса.

Проезд участников до г. Череповца и обратно, питание и проживание в гостинице оплачивается конкурсантом или командирующей организацией.

Оргкомитет гарантирует оплату проезда до Москвы или Санкт-Петербурга конкурсантам, прошедшим в финал.

Выплаты премий по доверенностям не производится.

Оргкомитет резервирует все права на запись (аудио-, видеокассет и компакт-дисков) всех туров конкурса и Гала-концерта, а также их дальнейшее использование в любое время без выплаты каких-либо вознаграждений участникам.

Порядок награждения победителей

Награждение победителей VII конкурса «Кубок Севера» проводится во время торжественного закрытия конкурса и заключительного Гала-концерта лауреатов конкурса.

Победитель конкурса награждается Гран-при конкурса. Ему вручается Золотая медаль, диплом лауреата Гран-при и денежная премия в сумме $5000 (в рублях по курсу ЦБ РФ).

Победители конкурса в номинациях награждаются Золотыми медалями, дипломом лауреата первой степени и денежной премией в сумме $3000 (в рублях по курсу ЦБ РФ).

Конкурсанты, занявшие вторые места в номинациях, награждаются Серебряными медалями, дипломом второй степени и денежной премией в сумме $2000 (в рублях по курсу ЦБ РФ).

Конкурсанты, занявшие третьи места в номинациях, награждаются Бронзовыми медалями, дипломом третьей степени и денежной премией в сумме $1500 (в рублях по курсу ЦБ РФ).

Участникам финала, не занявшим призовых мест, присваивается звание дипломанта с вручением диплома и денежной премии $300 (в рублях по курсу ЦБ РФ).

Пять лучших концертмейстеров, выступавших с участниками во втором туре, награждаются дипломами «За высокое профессиональное мастерство» и денежными премиями в сумме $300 (в рублях по курсу ЦБ РФ).

Концертмейстеры, удостоенные звания дипломанта на предыдущих конкурсах «Кубок Севера», не могут претендовать на эту награду впредь.

Заявочный лист

  1. Фамилия, имя, отчество
  2. Число, месяц и год рождения
  3. Место рождения, гражданство
  4. Музыкальное образование
  5. Место учебы
  6. Фамилия, имя, отчество преподавателя
  7. Фамилия, имя, отчество концертмейстера (для струнников)
  8. Постоянный адрес; телефон, факс
  9. Паспорт №_____________ , выдан:_________________

10. Страховое свидетельство №___________

11.ИНН

С условиями конкурса согласен, обязуюсь их выполнять.

Дата «__ »_______ 200_ г. Личная подпись_________

Программа I, II и III туров

Директор учебного заведения (подпись)

Печать учебного заведения.

Приложение 3 к Положению о VII конкурсе «Кубок Севера»

Программа народные струнные инструменты

(classical music)

I тур (до 20 мин.)
  1. Произведение, написанное в XVI-XVIII веках (обязательно указать автора переложения, если это не оригинальное произведение).
  2. Обязательное произведение:

Балалайка - А. Цыганков. "Скерцо-тарантелла"

Домра малая - А. Цыганков. Концерт для домры 1 часть

Домра альтовая - Д. Бортнянский. Сонатное аллегро.

Домра четырехструнная - Н. Пузей. Соната для домры.

Мандолина - Т. Кабаяси. Интродукция и тема.

Гитара - М. Джулиани. Большая увертюра.

Цимбалы (белорусские) - Г. Ермоченков. Гусляр.

Цимбалы (венгерские) - В. Котюк. Рапсодия № 1.

Ударные инструменты - П. Чайковский. Скерцо для скрипки и фортепиано до-минор (ксилофон).

3. Виртуозное произведение, написанное в XIX - начале XX века.

II тур (25 - 30 мин.)
  1. Произведение крупной формы: концерт, соната (не менее двух частей или одна, написанная в форме развернутого сонатного allegro), сюита или цикл (не менее трех частей), фантазия, рапсодия. Уровень сложности, соответствующий уровню профессионального международного конкурса.
  2. Произведение композитора XX-XXI веков (оригинальное или переложение), исключая обработки и фантазии на народные темы.
  3. Произведение, написанное на материале подлинных народных тем (указать название народной мелодии).
III тур

Исполнение одного из предложенных концертов в сопровождении оркестра русских народных инструментов:

Балалайка - А. Кусяков. Концерт для балалайки, струнных, ударных и фортепиано или А. Рогачёв. Концерт для балалайки с оркестром.

Домра малая - Г. Шендерёв. Концерт для домры с оркестром.

Домра альтовая - Н. Пейко. Концерт для альтовой домры с оркестром или М. Броннер. «Pro et contra» для альтовой домры с оркестром.

Домра четырехструнная - Е. Подгайц. Концерт для мандолины (балалайки или скрипки) и камерного оркестра.

Мандолина - Р. Калаче. Концерт № 2 для мандолины с оркестром.

Гитара- Э. Вила Лобос. Концерт для гитары с оркестром или М. Кастельнуово-Тедеско. Концерт для гитары с оркестром.

Цимбалы - В. Курьян. Концерт для белорусских цимбал с оркестром или Д. Задор. Концерт для цимбал и симфонического оркестра.

Ударные инструменты - Д. Мийо. Концерт для ударных с оркестром (ксилофон, маримбафон). Маримбафон и ксилофон предоставляются Оргкомитетом конкурса.

Приложение 1 к Положению о VII конкурсе «Кубок Севера»

Программа баян, аккордеон
(classical music)

I тур (не более 20 мин.)
  1. Одно из больших органных произведений И.С. Баха (Токката и фуга ре минор, Прелюдия и фуга ля минор, си минор, соль минор, ре мажор, до минор, Фантазия и фуга соль минор и Хроматическая фантазия и фуга для клавира ре минор).
  2. Произведение кантиленного характера.
  3. Виртуозное произведение
II тур (25-30 мин.)
  1. П. И. Чайковский. Одно произведение из цикла «Времена года».
  2. Оригинальное циклическое произведение полностью (например, соната, партита, сюита).
  3. Программа по выбору исполнителя.
III тур
    Один из концертов:
  1. А. Репников. Концерт № 3 для баяна с оркестром;
  2. Е. Подгайц. Концерт для баяна и камерного оркестра.

Примечание: повторение произведений I и II туров не допускается.


Изменения в программах допускаются в исключительных случаях, о чем необходимо уведомить Секретариат и Президиум жюри перед началом конкурса.


Любые несоответствия регламенту (стилистические, жанровые, временные и т. д.) влекут за собой снятие одного балла от среднего по туру.

Приложение 2 к Положению о VII конкурсе «Кубок Севера»

Программа баян, аккордеон
Варьете
(non-classical music)

I тур (15-20 мин.)
    Обязательная пьеса по выбору:
  1. а) В. Зубицкий - М. Моретти. «Я люблю тебя, Пезаро»;
    б) Р. Гальяно. «Fon rire»;
    в) Д. Крамер, В. Черников, В. Зубицкий. «Скрипач, который играет и танцует».
  2. Свободная программа, состоящая из двух пьес в стилях:
    кантри, мюзет, джаз, полька, фолк, рок и т.д.
II тур (20-25 мин.)
    Свободная программа из четырех пьес (пьесы из первого тура не повторяются) в стилях:
  • мюзет (французский вальс),
  • джаз (можно классические джазовые темы),
  • эстрадная обработка,
  • обработка народной музыки (вариации, попурри, фантазии на тему) и т.д.

Программы обоих туров должны максимально раскрыть творческий потенциал исполнителя.

Информация взята из журнала «Народник» № 3(63) за 2008 год

Возврат к списку


Страницы: 1 2 След.
0
Алина Сычева
Классно! А как будет проходить третий тур - с оркестром. Меня интересуют репетиции - они же будут? Я играла с оркестром, но не знаю как это проходит на конкурсе. Пожалуйста, проясните.
0
Алина Сычева
И еще один вопрос. Концерт Г. Шендерева с оркестром нужно исполнять все три части? Или 1. Или 2 и 3?
0
Вера
Алина!
На всех взрослых серьезных конкурсах на третьем туре играется весь концерт, т. е. все три части. Как на конкурсе пианистов им. Чайковского, где играется весь фортепианный концерт Чайковского.:)
Репетиция должна быть как минимум, одна, для тех, кто пройдет на третий тур.
Так что занимайтесь, и удачи вам!
0
Алина Сычева
Большое спасибо Вера! И можно задать Вам еще несколько вопросов! Только Вы не подумайте, что я сама не могу ничего делать, просто вот так можно сэкономить много времени, и заодно узнать много нового.
Можете ли Вы посоветовать выигрышные произведения, конечно кроме обязательных, которые исполняются на такого рода конкурсах. Просто понимаете, у нас тут в Алмате, конечно не последний уровень, но мало кто в курсе самых последних событий музыкального мира на уровне международных мероприятий. Я боюсь, что может получиться так, что я возьму по нашим меркам хорошее произведение, а приехав на конкурс окажется, что такое произведение вообще не ценится на международно уровне. Я, конечно учитываю, что любое произведение ценится по уровню его исполнения, и все таки, хотелось бы знать, какие произведения выбирать предпочтительней. В каждой сфере всегда есть много нюансов - и они, отчасти, бывают наиболее важны! Я буду Вам очень благодарна, если Вы что нибудь посоветуете! Вы, единственный человек, с которым я могу связаться и посоветоваться. И я Вам доверяю, потому что меня очень впечатляет та деятельность, то творчество, и те силы, которые Вы вкладываете в искусство. Большое Вам спасибо! С большим уважением, Алина.
0
Вера
Алина, спасибо за доверие. Постараюсь оправдать.;)
Конечно, есть произведения, которые наиболее часто исполняются в конкурсных программах. Это практически весь Цыганков, особенно "Интродукция и чардаш", каприсы, Финал Сонаты. А также Сарасате ( например, "Баскское каприччио", "Цыганские напевы", и другие) или Паганини "Кампанелла". Обработка Бызова "Ша-штил" и Концерт Кравченко стали популярны на последних конкурсах. И конечно и непременно, "Хоровод гномов" Баццини.
Но! Будут ли они выигрышными именно для вас? Выигрышное произведение - это не то, которое играют все, а то, которое вы играете наилучшим образом, и которое соответствует вашему темпераменту. И еще, оно должно нравиться вам.
К тому же, проанализировав буклет одного из международных конкурсов, я пришла к выводу, что в "лауреатских" программах есть пьесы, которые исполняются редко или открыты непосредственно конкурсантом. Т. е., в хорошей программе должна быть своя изюминка.
Кстати, на последних конкурсах программы просто поражают своим разнообразием. Что только не играют! Особенно много разных новых переложений классики, например, флейтовой музыки - она очень виртуозная.
При выборе программы важно также ориентироваться на конкурсные требования по ограничению времени, потому что могут просто остановить, если вы превысили временной лимит, а также, произведения должны соответствовать характеру и уровню сложности, заявленному в условиях.
0
elisey mamontov
Я занимаюсь игрой на домре уже 3-й год. Мне 10 лет.
Но вот минуты малодушия, а теперь уже часы и дни, когда обуревает лень, совершенно не способствуют моему дальнейшему усердию в трудах домриста.
Друзья отзовитесь!
Посоветуйте, как не отчаяться, бросив труды.
Как не оставить того, на что положено столько сил.

Елисей
0
Вера
Уважаемый Елисей Мамонтов!
Во-первых, с таким потрясающим именем и фамилией, как у вас, вы просто обязаны стать выдающимся домристом! Или хотя бы играть на домре для своих друзей и родных. ;)
Ну, а если серьезно, то лень начинается с отсутствия интереса. Интерес - это двигатель прогресса. Если вам неинтересно играть, если нет цели - вы не горите желанием поразить кого-либо (друзей, родных, чужих) своим мастерством, если у вас нет интереса к богатству и многообразию музыки, которую вы могли бы сыграть, любви к домре и ее выразительным возможностям, то, конечно, заниматься дальше смысла не имеет.
Вы можете возразить, что это не так, но вот хотелось бы, чтобы само все получалось! Но так не бывает ни у кого и никогда! Даже у Цыганкова, поверьте. Все музыканты, достигшие высот мастерства - это не только талантливые люди, но, прежде всего, огромные трудяги. Если хочешь достичь хоть сколько-нибудь стоящего результата, а особенно в музыке, придется прикладывать усилия. А чтобы интерес подогревать и не отчаиваться - надо ставить себе какие-то реальные задачи.
К примеру, поставьте себе цель - выступить на концерте. Или поучаствовать в конкурсе. Очень полезно, потому что соревнования побуждают желание самому оказаться не хуже других, а если вы честолюбивы, то захочется быть и лучше.
Еще хорошим стимулом для занятий служат концерты выдающихся исполнителей, и не только на домре, но и на других инструментах. Испытав восторг от игры мастера, вам захочется (наверняка!) и самому достичь подобных результатов. И вы побежите домой заниматься с удвоенным усердием, забыв про лень.
Но если вы не согласны со мной, или не честолюбивы, то ответьте себе на вопрос, как взрослый человек - зачем вам домра? Зачем вы учитесь уже 3 года на ней играть? Может, вы не хотите стать профессионалом. Ну и не надо. Поверьте, на домре играть страшно сложно, а хорошо играть - практически невозможно! :) Тогда занимайтесь по мере сил, для души - почему бы нет! Необязательно побеждать всех на конкурсах или здорово выступать в концертах. Можно быть просто человеком, которому нравится иногда поиграть для души на домре, потому что инструмент красивый, звучит хорошо, приятно, далее допишите сами... Для друзей и близких - порадовать их своим необычным умением, да и всегда можно сказать потом - вот если бы я захотел! - стал бы великим мастером! Но лень не позволила...
Но если не нравится - не заставляйте себя! Музыка требует много внимания, терпения и главное - любви. Если этого нет, не мучайте себя и педагога. Профессия музыканта очень сложна, особенно в наше время, особенно домриста.
Если просто жалко потраченные 3 года - плюньте. Они все равно не прошли бесследно. Вы в числе немногих, которые смогли целых 3 года серьезно заниматься музыкой! Это достойно уважения.
Удачи вам, Елисей!
0
Диля
Добрый день, уважаемые домристы. На днях услышала информацию о том, что VII"Кубок Севера" снова перенесён на 2011 год. Большая просьба, если есть какая-нибудь информация по этому поводу, сообщите пожалуйста на форуме. Буду очень благодарна.
0
Вера
Диля, действительно, и по моей информации (из о-очень компетентных источников) следующий "Кубок" теперь состоится только в 2011 году. :zerrrrro:
0
Диля
Вера, очень благодарна Вам за ответ, т.к. на официальном сайте конкурса информации о переносе пока нет. Теперь со спокойной душой можно заняться другими проектами...
Страницы: 1 2 След.