150 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева!
15 января (3 января по старому стилю) 1861 года в г. Бежецке Тверской области родился Василий Васильевич Андреев - высокоодаренный музыкант-самородок, просветитель, популяризатор русской народной музыки, один из создателей и дирижер великорусского оркестра, человек, усовершенствовавший народную балалайку, ставшую во многом благодаря его усилиям одним из символом России.
Предлагаем вашему вниманию статью 50-летней давности из журнала "Советская музыка" №1 за 1961г. "К 100-летию со дня рождения В. В. Андреева".
Комментарии на сайте ММДМ по поводу концерта Андреевского оркестра (кстати, 17 февраля): "Любой шедевр мировой классики, исполненный на балалайках, домбрах и гуслях, обретает оригинальность звучания и неповторимый народный колорит".
Да, друзья, нам еще бороться и бороться за дело Андреева...)
/грустный вздох/.
Сегодняшний оркестр имени Андреева - обычный ОРНИ по своему составу мало чем отличается, что от Осиповского, что от Некрасовского, что от многих и многих других - та же помойка из всевозможных инструментов, многие из которых не имеют к русским народным никакого отношения. Боюсь, что недалеко то время, когда в ОРНИ войдут трубы, тромбоны, а может быть и клавесины, теорбы, губные гармошки, волынки, банджо, и т.п., чтобы флейтам с гобоями и кларнетами нескучно было рядом с балалайками и домрами... Вот с этим действительно нужно бороться. А еще изучать такое уникальное явление в мировой кеультуре, как "великорусский оркестр" Андреева до революции и начинать его возрождать. А начать с того, чтобы убрать из РНИ гармошки, флейты, и прочие духовые, без которых Андреев имел такой потрясающий звук, и сумасшедший успех в любой стране мира, о котором сегодня народники могут только мечтать. Кому любопытно почитайте http://gmstrings.ru/russian/articles/mansfeld_rus_in_england.htm. А ведь многие (да почти что все) этого даже не знают. Думают, что Андреев им вот ЭТО оставил в наследство. Какой там!
"Теперь я не боюсь смерти — я знаю, что и без меня балалайка будет существовать и процветать".
Сложно себе представить на современной сцене что-либо подобное (такой успех, такой энтузиазм, какой был у Андреева, такой уровень). К сожалению, высокое искусство в современную жизнь плохо вписывается. Пусть оно будет хотя бы достоянием единиц)
Дмитрий, спасибо за экскурс. Я и правда ничего этого не знала.
Я была в субботу на концерте в Камерном зале Филармонии, играли солистки Осиповского оркестра Майя Воронец и Алла Догадова. Играли, как нам сказала ведущая, на тех самых гуслях, которые были изготовлены по заказу Андреева для его оркестра. Во время войны они были вывезены из Петербурга в Москву и с тех пор хранятся в Московской Филармонии.
Коецерт был замечательный, произвел очень сильное впечатление.
Я сама играю на домре, учавствую в конкурсе В. В. Андреева, 7 марта прослушивание, в жюри входят: Цыганков, Лукин, Дьяконова и т. д....
В этом конкурсе учавствуют только три вида струнных инструментов: домра, балалайка и гусли. В конкурсе 2 тура. Я в первом туре играю: Бах полонез, Андреев Бабочка и Баев на ранчо. Пока не знаю попаду во второй тур или нет...
6 марта в храме Христа Спасителя было открытие конкурса, в котором играл самый крутой в России оркестр- Осипова. А также самые популярные победители конкурса (который проводится 1 раз в 4 года) Андреева. Было захватывающе. А ещё я взяла автограф у Цыганкова...
Тильда пишет:
Комментарии на сайте ММДМ по поводу концерта Андреевского оркестра (кстати, 17 февраля): "Любой шедевр мировой классики, исполненный на балалайках, домбрах и гуслях, обретает оригинальность звучания и неповторимый народный колорит".
<br />
<br />Да, друзья, нам еще бороться и бороться за дело Андреева...)
<br />/грустный вздох/.