Беседа с членами жюри конкурса "Домристы XXI века"

Беседа с членами жюри I Всероссийского конкурса «Домристы XXI века» Сергеем Федоровичем Лукиным и Анатолием Ивановичем Шутиковым состоялась в перерыве между прослушиваниями I тура.

Сергей Федорович, начнем с того, что в наше непростое время конкурс все-таки состоялся, и это уже большая победа. Будет ли в дальнейшем проводиться этот конкурс?

Сейчас в связи с ситуацией, сложившейся не только в России, но и во всем мире, проблемы, конечно, есть. Но я думаю, конкурс будет жить, потому что у этого конкурса есть очень хорошее свое лицо. Главное то, что этот конкурс, как мы уже говорили, будет давать карт-бланш молодым, но уже сформировавшимся исполнителям играть с оркестром, а также играть камерные концерты (см. статью Сергей Лукин:«Мы дадим домристам шанс»).

Концертных выступлений будет, может, и немного, но зато это будут очень основательные концерты в крупных городах. Для исполнителя они станут настоящим импульсом в развитии его творческой личности, как в техническом отношении, так и в творческом плане. Участие в концертах ведущих оркестров России – это прекрасная возможность для настоящего творческого роста!

Анатолий Иванович, вы уже прослушали часть участников, что можно сказать на данный момент?

Есть среди участников уже сформировавшиеся исполнители, такие, как аспирантка института Шнитке Кристина Шарабидзе, артистка оркестра Осипова Алена Трополева. Это яркие исполнительницы, которых уже можно спокойно приглашать в наши коллективы и они достойно будут представлять исполнительство на домре.

Только что мы послушали одного хорошего мальчика – Александра Ануфриева, учащегося ДМШ из Республики Коми. Он очень перспективный, если его дальше отдать в хорошие руки, из него вырастет настоящий мастер.

С. Ф.:

Виктор Александрович Кузнецов уже положил глаз на этого мальчика. :)

Разница в возрасте участников почти 10 лет – в условиях конкурса заявлена возрастная категория от 15 до 24 лет, но разделения на возрастные группы нет. Почему?

С. Ф.:

Такая разница, конечно, сразу бросается в глаза. Дело в том, что мы специально не делали разграничения на группы. Этот конкурс идет у нас по двум направлениям: первое – это отбор уже сложившихся молодых исполнителей, многие из которых уже студенты и аспиранты ВУЗов, имеющие лауреатские звания, а второе – вместе с тем выявление юных перспективных ребят, которых мы сейчас можем заметить и поддержать. Есть в этом такая идея, что выходит мастер, и тут же, на эту же сцену, выходит маленький домрист. Я уверен, что этих детей окрыляет совместное выступление со взрослыми участниками, они слушают, удивляются и тоже начинают играть, как настоящие профессионалы.

Это доказал и ухтинский мальчик, и девочка из Татарстана, которых мы только что прослушивали. Они маленькие, и пусть что-то пока не получается технически, но инструмент в их руках уже поет. Они уже управляют звуком, и их слушаешь, как настоящих артистов. Конечно, можно сказать – они маленькие, давайте их отделим, но пусть уже сейчас они выступают со взрослыми исполнителями.

Например, из моего опыта, в концертах приходилось играть после таких выдающихся артистов, как Соловьяненко или Хворостовский. Конечно, выходить играть после таких мэтров очень ответственно. И это хорошо, так и происходит настоящее творческое развитие.

Поэтому мы решили - пусть все идут в одной команде, у нас в жюри, конечно, дифференциация есть. И каждый из них получит и определенное место, и определенный диплом, и никто не останется неотмеченным.

Кстати, мы постараемся пропустить на второй тур всех достойных. Т. е. не пойдем этим драконовским методом, когда жюри пропускает только 50% участников. Потому что уже сейчас можно сказать, что очень многие ребята достойны выступить на втором туре. Думаю, первый тур наиболее волнительный для участников, а на втором они раскроют все, на что способны.

А. И.:

И конечно, хотелось бы, чтобы после конкурса люди уехали окрыленными. Чтобы был стимул к занятиям и стремление к творчеству.

С. Ф.:

Конечно, что-то получается, что-то не получается, кто-то более удачно выступил, кто-то переволновался. Но мы относимся к этому с пониманием. Мы знаем, как это тяжело выходить на сцену, особенно, когда тебя судят. Но мы практики, сами по 30-40 лет отыграли и знаем об этом непонаслышке.

И все-таки, о судействе. Каков высший балл, каковы критерии с учетом вышесказанного?

С. Ф.:

Мы судим по 25-балльной системе. И главный для нас критерий – общемузыкальные ценности. Во-первых, даже если человек маленький, он все равно должен обладать своим внутренним миром, это всегда слышно по игре. Обязательно, чтобы был свой интересный репертуар, свое отношение к исполняемой музыке.

А. И.:

И конечно, понимание того, что он делает!

С. Ф.:

Техника – дело наживное, этому можно практически любого научить. А вот качество звука – это самое важное. Кстати, иногда выходят исполнители даже из высшего звена, и играют некачественно, проскакивают «грязные» ноты, цепляют не то. И тут же маленькие дети выходят и играют так – заслушаешься.

Что хотелось бы еще рассказать о конкурсе?

А. И.:

Конечно, мы очень благодарны организаторам. Чтобы люди приехали из разных концов России – в наше время это дорогого стоит! География этого конкурса очень широка – с Севера и до Юга – Сибирь, Татарстан, Коми, Краснодар… Надеемся, что конкурс будет жить, развиваться, и даст большой импульс в развитии исполнительства на домре.

С. Ф.:

Хочется поблагодарить еще раз творческую школу «Мастер-класс» и банк «Зенит», при поддержке которых стало возможным проведение такого конкурса. Школа «Мастер-класс» занимается настоящим делом. Она, может быть, не так разрекламирована, как другие фонды, но здесь относятся ко всему действительно ответственно. Я летом был на мастер-классах в Рузе, где каждый профессор, будь то фортепиано, скрипка, или живопись, совершенно четко и профессионально делал свое дело. Все скромно, без лишнего пафоса, зато все «в десятку». Здесь работают по-настоящему компетентные люди.

Я думаю, конкурс будет иметь продолжение. То, что на первый наш конкурс приехали около двадцати участников – это достижение (а изначально заявок было более пятидесяти). Ведь не секрет, что и на традиционный Всероссийский конкурс сейчас приезжают тоже чуть более двадцати участников. Зато к нам приехали самые яркие!

Так что, надеюсь, конкурс будет иметь продолжение, и именно в качество.

А нашим лауреатам мы желаем успехов в реальной концертной деятельности под покровительством фонда творческой школы «Мастер-класс» и банковской группы «Зенит»!

Репортаж Веры Махан, 2008 год
Жюри:
Сергей Лукин, Анатолий Шутиков, Виктор Кузнецов
Юный участник Саша Ануфриев из Ухты
Алена ТрополеваКристина Шарабидзе
Мария Садовникова
Взыскательная публика