«Домрист.ру» представляет:

Светлана Мусафина

Светлана Мусафина

Сайт «Домрист» продолжает рубрику «Представляем». На этот раз мы пообщались с доцентом Уральской государственной консерватории, великолепной домристкой и очень энергичным человеком (ей удается совмещать серьезную работу на кафедре и концертную деятельность с воспитанием троих детей!) Светланой Мусафиной.

Светлана, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы начали заниматься музыкой?

Я родилась 8 марта 1974 года в городе Набережные Челны республики Татарстан. В детстве я много пела, и мама решила, что меня надо обучать музыке. Как большинство родителей, мама хотела, чтобы я училась на фортепиано, но на фортепиано в нашу школу был большой поток детей, и маме предложили обучать меня игре на домре. Услышав звучание инструмента, мама согласилась. Так моя участь была решена, и в семь лет я начала своё профессиональное обучение в ДМШ №6…

Моей первой учительницей была Кузина Людмила Семёновна. Она сумела привить мне любовь к домре и к музыке. А еще моей учительницей была мама, которая строго контролировала мои занятия, и воспитывала во мне ответственное отношение к этому делу. Благодаря такой атмосфере вокруг меня я стала быстро делать успехи.

Первые успехи – первые конкурсы. Расскажите о том времени и о Ваших первых выступлениях.

Уже в 4 классе я заняла первое место на городском конкурсе. Ощущение победы мне очень понравилось, а также у меня появилась мысль, что я действительно на что-то способна. Моя учительница очень часто организовывала концерты класса, на которых я выступала – так зародилась во мне любовь к сцене.

Вы стали заниматься у Тамары Ильиничны Вольской уже в консерватории?

Нет, раньше. В шестом классе музыкальной школы мой педагог решила отправить меня на конкурс им. Андреева в Магнитогорск, а конкурс был уровня музыкальных училищ. И он оказался переломным в моей судьбе. На конкурсе в жюри была Тамара Ильинична Вольская. Кузина Людмила Семеновна решила проконсультироваться у нее по поводу моей игры. Тамара Ильинична, позанимавшись со мной, пригласила меня учиться в среднюю специальную музыкальную школу при Уральской консерватории Свердловска. Надо сказать, что в то время у меня были большие проблемы с игровым аппаратом, и Вольская взяла меня с испытательным сроком, но об этом я узнала гораздо позже. Вот так, в 14 лет я вылетела из родительского гнезда и началась моя самостоятельная жизнь в Свердловске.

Наверное, это было совсем непросто – в таком юном возрасте оторваться от семьи?

Новая жизнь меня не испугала, было сложно, но чрезвычайно интересно. Попав в культурный центр Урала, я пыталась впитать в себя всё, как губка: концерты в филармонии и консерватории, постановки в театрах города, прослушивание записей выдающихся исполнителей в музыкальных библиотеках города и, конечно же, уроки Тамары Ильиничны.

Вольская – уникальный педагог! С первых же уроков началась работа над руками, над свободой игрового аппарата, но при этом уделялось огромное внимание слуховому контролю. Каждый урок был для меня открытием новых задач. Помню, у меня был шок оттого, что меня заставляли учиться слушать свои мышечные ощущения, как бы залезть внутрь моих рук, спины. Это было переосмыслением отношения к процессу исполнения на домре, открывающим путь к взаимодействию с инструментом на том уровне, когда забываешь о его существовании, сливаешься с ним воедино и думаешь только о музыке. И, конечно, Тамара Ильинична учила анализировать музыкальный материал, предслышать его и чётко представлять исполнительские задачи.

Светлана, Вы лауреат многих конкурсов. Расскажите, пожалуйста, о Ваших конкурсных выступлениях.

Все вышеперечисленные факторы жизни в Свердловске (теперь Екатеринбурге) благотворно отразились на мне, и в моей творческой деятельности начались победы на конкурсах. В 1990 году 1 премия на областном смотре-конкурсе им. Знаменского среди музыкальных училищ в Челябинске. В 1991 году 1 премия на открытом Всероссийском конкурсе им. Андреева среди музыкальных училищ в Магнитогорске. В 1992 году 1 премия на 1 Международном конкурсе «Кубок Севера» Череповце. В 1993 году 2 премия на Международном конкурсе им. Андреева в Твери (1 премия не была присуждена домристам).

Конкурсная атмосфера мне очень нравилась, и не только из-за моих личных достижений. В первую очередь, мне было интересно слушать других, и конкурсантов, и выдающихся мастеров игры на народных инструментах, нравилось творческое общение с участниками конкурсов.

В 1993 году я поступила в УГК им. Мусоргского и продолжила своё обучение в классе Вольской, а после её отъезда в Америку заканчивала консерваторию уже в классе её ученика Михаила Уляшкина. Михаил Иванович – прекрасный педагог, который научил меня проявлять не себя в музыке, а музыку через себя, при этом сохраняя свою индивидуальность. Уважать авторский замысел! У него окончила и ассисентуру-стажировку.

Если я не ошибаюсь, Вы окончили консерваторию экстерном? Мне довелось слышать Ваше выступление на государственном экзамене. Это было блестящее выступление!

Спасибо. Действительно, я её окончила экстерном, в 1997 году. Могу с уверенностью сказать, что мне повезло с педагогами, и я очень им благодарна. В своей педагогической работе я стараюсь следовать их принципам.

А Ваши выступления сейчас?

В основном моя концертная деятельность связана с Екатеринбургом и городами Свердловской области. В другие города приглашают по мере возможности, но не так часто, как хотелось бы. Так, с концертами я была в городах: Самара, Челябинск, Курган, Пермь, Чайковский, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Нягань, Москва (на фестивале «Созвездие Мастеров», 2007 г.).

В настоящее время я играю в дуэте с лауреатом и дипломантом Международных конкурсов Пашновой Натальей (фортепиано), а также в дуэте с Белоглазовым Максимом (гитара). Также не раз солировала в сопровождении студенческого оркестра народных инструментов УГК и музыкального училища. Себя могу назвать многопрофильной исполнительницей, так как играю на 3-х и 4-хструнной домре, а также на мандолине.

Какой репертуар Вы исполняете?

Репертуар достаточно обширный. Это оригинальные сочинения Ивко, Михеева, Цыганкова, Подгайца, Бызова, Шендерёва, Будашкина, Тамарина, мандолинные сочинения Муньера, Калаче, а также произведения композиторов скрипичной классики – Венявского, Сарасате, Сен-Санса, Альбениса, Дебюсси, Шостаковича, Вивальди и т. д., и, конечно же, переложения клавесинной музыки – Скарлатти, Куперена, Рамо. В данный момент ведётся работа над записью диска «Композиторское творчество исполнителей на домре» со следующей программой:

  1. В. Ивко – Вариации на лемковскую тему
  2. В. Ивко – Реплики
  3. В. Ивко – Эпиграф и тарантелла
  4. Б. Михеев – 7 характерных пьес для домры соло
  5. Б. Михеев – Концерт «Былина»
  6. Б. Михеев – Протяжная и Весёлая
  7. А. Цыганков – Русская песня
  8. А. Цыганков – Вальс «По Муромской дорожке»
  9. А. Цыганков – Пьеса-шутка «Перевоз Дуня держала»

С какими современными авторами Вы непосредственно работаете?

Для дуэта с гитарой, специально для нас, наш известный уральский композитор Андрей Бызов написал обработку польской песни «Косил отец сено». Николай Фёдорович Олейников (в прошлом преподаватель кафедры по специальности домра) написал Концерт для домры, посвященный мне как первой исполнительнице.

Светлана, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в педагогику?

Работать я начала рано, в 16 лет. Стала играть в оркестре народных инструментов под управлением Леонида Павловича Шкарупы, который со временем стал государственным оркестром «Звёзды Урала». Там работала 5 лет, а затем ушла преподавателем в музыкальную школу. После окончания консерватории, в 1997 году, меня пригласили работать в музыкальное училище им. П. И. Чайковского и в УГК им. М. П. Мусоргского. Таким образом, мне пришлось уйти из музыкальной школы. В данное время я являюсь доцентом Уральской государственной консерватории.

Отношение к педагогике, к студентам?

К педагогике отношусь положительно, но только в том случае, если студент подходит к учёбе творчески. С таким студентом интересно общаться, делиться своими знаниями, секретами. Хочется ему помочь, научить его. Я очень либеральный педагог, ценящий личную инициативу студента. Но, когда студент пассивен, я страдаю от ощущения потерянного времени, и меня посещает эгоистичная мысль потратить это время на свои занятия. Это не значит, что я ухожу от работы, просто занятия с таким студентом проходят без самоотдачи. К сожалению, в наше время таких учащихся большинство.

Как Вы считаете, востребована ли профессия домриста на Урале в наше время?

На мой взгляд, исполнители на народных инструментах мало кому нужны сейчас не только на Урале, но и в России вообще. Если ещё ансамбли и оркестры существуют благодаря трудоустройству в какой-нибудь организации, и им организовывают концерты для широкой публики, то концертные исполнители страдают в наше время больше всего. Редко кто сейчас из исполнителей-домристов имеет продюсера, который бы тебя профессионально рекламировал и продвигал. А без этого в наше время никуда. О преподавателях начального звена вообще горестно говорить – дети учиться практически не идут, педагоги по домре спешно переквалифицируются на преподавателей гитары! В нашей филармонии давно закрыли абонемент «Звучат народные инструменты», так как это коммерчески невыгодно. Идеи просвещения и пропаганды национальной культуры им без прибыли не нужны!

Да, Светлана, и это настоящее бедствие для нашей национальной культуры. Но в последнее время много проводится различных конкурсов для исполнителей именно на народных инструментах. На Ваш взгляд, хорошо ли это?

Конкурсы нужны, но, может быть, не в таком количестве, как сейчас. Лучше меньше, да лучше… Хотелось бы, чтобы сутью конкурсов было не только выявление талантливых людей, но и существенная поддержка для развития их дальнейшей исполнительской деятельности. И не только хорошая премия, а в первую очередь организация гастролей и записей. Такие критерии могли бы привести наконец к тому, что исполнители перестали бы ездить на конкурс как на гонку за премиями. А гонки за премиями – это уже спорт. Лауреатами становились бы действительно достойные исполнители. Сейчас же ситуация такова, что чуть ли ни каждый второй – лауреат. С другой стороны, настоящая ситуация очень выгодна педагогам. Ведь за студентов-лауреатов педагогу разряд повысят, а в ВУЗе – звание дадут.

Как сейчас проходит набор абитуриентов в Уральскую государственную консерваторию?

Студентов пока набираем, но конкурс на место практически отсутствует. Такая ситуация практически на всех кафедрах.

Светлана, хотелось бы поговорить с Вами о домре. Можно ли сказать, что домра находится в стадии формирования как профессиональный инструмент?

Я думаю, что да. Домра сравнительно молодой инструмент, не имеющий вековых традиций. И за качество дальнейшего развития исполнительства на домре несёт ответственность нынешнее поколение. А также государство, если оно, конечно, ценит свою культуру. Посмотрите на трансляции по телеканалу «Культура», домристы там очень редкие гости. Вот так в настоящее время пропагандируют и поддерживают народную культуру…

Ваше отношение к репертуару для домры? Каким он должен быть?

Если проанализировать оригинальный домровый репертуар, то он в большинстве  своем состоит из произведений, основанных на народных темах. Это и обработки, и концерты. Пока есть пробел в репертуаре, написанном современным языком. На сей день в таком направлении ярко себя зарекомендовали сочинения Подгайца, Ивко, кое-что есть у Цыганкова. Хотелось бы, чтобы домровый репертуар развивался именно в этом направлении. Если рассмотреть репертуар, состоящий из переложений скрипичной классики, то его нужно играть только на 4-хструнной домре. Мало того, что 4-хструнники и так искажают звучание оригинала (тембр, штрихи), но когда 3-хструнники перекореживают к тому же ещё и нотный текст, это слишком грубо. Господа домристы! Играйте на двух видах домр. Это такая возможность расширить репертуар!

В чем, на Ваш взгляд, проявляется специфика звукоизвлечения на домре?

Это вопрос для методической разработки. Вкратце хотелось бы отметить, что домра очень сложный инструмент, требующий потрясающей координации движений, а также напомнить природу звукообразования на домре, которым является щипок (то есть скольжение медиатора по струне). Некоторые домристы увлекаются в своей игре бросковым и ударным туше, отсюда появляются форсирование звука, сухость или краткая протяженность звука, тембральная ограниченность.

По Вашему мнению, из какого материала должен быть медиатор?

Меня вполне устраивают капролоновые медиаторы. Пока ничего лучше не придумали. Самое главное - правильно его затачивать, с учётом своей индивидуальной постановки.

Светлана, как Вы считаете, будет развиваться домра дальше?

Честно говоря, мне сложно предугадать ход событий. В нашей стране всё очень переменчиво. Хотелось бы, чтобы домристы вышли на уровень настоящего академического искусства, а не считались исполнителями на инструменте второго сорта…

Спасибо, Светлана, за интервью, а мы желаем Вам творческих успехов и талантливых учеников!

Беседу вела Светлана Новикова-Бородина.

 Персональный сайт Светланы Мусафиной svetlanamusafina.ru

© «Домрист» 2009