Каталог произведений для домры

Страницы: 1
Каталог произведений для домры
 
Вопрос Андрея навел меня на мысль о необходимости создания виртуального каталога произведений для домры.  А ведь действительно, ответить на простой вопрос оказывается сложно. Призываю всех домристов к участию в создании:
ВИРТУАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДОМРЫ.
Пока только каталога, так как выкладывать ноты просто так запрещает закон об авторском праве.
Проблема эта может быть решена со временем, безусловно, и будет найдена форма, обеспечивающая права всех сторон. А пока, мы можем и ДОЛЖНЫ СОХРАНИТЬ МУЗЫКУ. Так как сегодня ни одно издательство не будет издавать концертный репертуар домриста, никакой ни старый, ни новый. Почему? Спросите – отвечу, кому интересно.
Домристы, а какой репертуар мы уже имеем?
На этот вопрос не ответит сегодня никто. Потому что, наряду с известнейшими сочинениями, составляющими основу и базу репертуара для домры, существуют сочинения, просто незаслуженно забытые, малоизвестные, и вообще не ставшие известными – сочинения, может быть и достойные, но эти вещи не прозвучали так, чтобы их заметили.
Возможно, именно ВЫ, СЕЙЧАС ЧИТАЮЩИЙ эти строчки музыкант, знаете о такой интересной музыке для домры, о композиторе эту музыку создавшем. ТАК НАПИШИТЕ! Пусть об этом узнают все, кому интересен наш жанр!
Почему каталог нужен?
1. Осмысление созданного музыкального фонда  с целью сохранения, изучения  и дальнейшего развития репертуара домриста  музыковедами, композиторами, концертными исполнителями.
2. Расширение репертуарных границ  в реальной концертной практике.
3. Обнародование новейшей и малоизвестной музыки.

Предлагаю пока собирать информацию. Призываю  присылать инфо по схеме:
Сведения об авторе: годы жизни и творчества, музыкальное композиторское образование.
Сведения о произведении: название, год, место создания, премьера, первый исполнитель.
Сведения о записи: исполнитель, год записи.
Сведения о том, где хранится нотный материал.
Я считаю, что это так. Я могу ошибаться. Поправьте меня. Возмутитесь. Согласитесь. Домристы, в связке: МУЗЫКА-МУЗЫКАНТ-ИНСТРУМЕНТ. Вас – большинство. Все зависит от вас. Более ничего об этом писать не стану, хотя мысли есть.  Давайте обсудим идею. И, ее наилучшее воплощение. Искренне, Ваш автор.http://domrist.ru/bitrix/images/forum/smile/heart.gif
 
Идея замечательная, особенно, если появится возможность приобретать нотный материал.И ещё , лучше если в каталог будут включены только оригинальные произведения для домры, а не переложения скрипичной музыки.У нас катастрофически мало оригинальной музыки.А без этого нет будущего в развитие домрового исполнительства.Домра должна иметь своё лицо!К вопросу о репертуаре:среди изданного на сей день не так уж и много качественной музыки, особенно высокого профессионального уровня.Если проанализировать, то 3х.струнники играют в основном произведения Цыганкова, Шендерёва, Тамарина, Шишакова, Городовской.А 4х.струнники -  Подгайца, Михеева, Ивко, Бызова,Пузея.Интересно, что у Михеева и Ивко много музыки не изданной.К нам в Екатеринбург она попадает чудом, как говориться "из рук в руки", "От ксерокса к ксероксу".Качество нотного материала соответственно желает быть лучшим. Так почему же эти не композиторы не издают свою музыку? Наверное потому, что существуют много препятствий к этому.Начиная от получения авторских прав и хлопот с издательствами.Может им просто лень на это тратить своё драгоценное время? У нас в городе есть композиторы которые немного,но всё же пишут для домры.Так у Бызова есть концерт для 4х.стр.домры, у молодого композитора Жемчужникова Соната для 3.стр..Но эти произведения не изданы.Свободно купить их возможности нет.И я думаю, что много интересных композиторов остаются в тени.Жаль. Каталог бесспорно нужно составить.Пусть даже пока и без нот, но хотя бы для того, чтобы мы узнали кто для нас пишет! А там глядишь появятся какие-нибудь возможности  приобретения нотного материала.Давайте верить в лучшее!!!
С уважением ко всем Светлана Мусафина (Лауреат межденародных конкурсов, доцент Уральской консерватории)
 
Светлана, здравствуйте! Хочу написать о ситуации глазами композитора.
Так почему же эти композиторы не издают свою музыку?
Отвечу. В России, согласно закону – презумпция авторства. В соответствии с  законом "Об авторском праве и смежных правах", авторское право на произведение возникает в момент создания произведения в силу  факта его создания.  Автор формально не должен никак регистрировать свои права, но, если все же он хочет зарегистрировать сочинение,  должен вступить в авторское общество, например, в РАО. РАО на коллективной основе управляет правами автора. Является сборщиком авторского гонорара.
1) Вот, автор издал в издательстве (что почти нереально), например,  партитуру пьесы для домры с оркестром. Вот она прозвучала в филармонии.  Какие деньги за это получит автор? Вот какие:
Труд композитора в академических жанрах оплачивается на основании минимальных ставок авторского вознаграждения, установленного правительством (5 %  в РАО от суммы проданных билетов).   В наших российских филармониях, а, особенно, в народном жанре, суммы сборов за концерт настолько мизерные, что в остатке получается 500 рублей на 20 авторов!!! То есть в РАО из филармонии поступает 500 руб., в зависимости от сбора с концерта. В концерте много авторов обычно, каждому автору по 3 копейки и выходит. А если конкретно, то приходит по 10 рублей,   30 рублей, ну 50 рублей.  Это вот такие у нас билеты на наш жанр! Более того, это,  так называемое вознаграждение, еще и перечисляют через год. Было бы смешно, если б не было так грустно.
2) Ситуация, что автор издал ноты, ему заплатило из-во гонорар, да еще и из-во само продает ноты – нереальна с концертным репертуаром домриста. Потому что,  ноты издавать маленьким тиражом не выгодно.  Кто покупать – то будет? Сколько у нас гастролирующих солистов -домристов, заинтересованных в качественном репертуаре? Вот и издается педагогический репертуар ДМШ. А Автору одна возможность издать за свои деньги, а потом мучиться, пытаясь куда-то продать свои ноты.
3) Низкий престиж жанра, уж простите, но это так.  Государство больше не покупает в Союзе Композиторов на закупочных комиссиях сочинения авторов, как это было в советское время.
Институт спонсорства не сформирован, меценатства нет, музыку не заказывают.
Поэтому не пишут, не издают, и, честно говоря, прогноз неутешительный.
КРАЙНЯЯ СТЕПЕНЬ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ ТАЛАНТА И АВТОРОВ, и СОЛИСТОВ-ДОМРИСТОВ.
 
Какой ужас! Я и не думала, что ситуация настолько плачевна! Что же тогда делать? Как изменить ситуацию, если государство не поддерживает современных композиторов? Можно конечно композиторам представлять свои сочинения через виртуальный каталог в формате mp3, надеясь на то,что кто-нибудь захочет купить нотный оригинал, но я боюсь, что один купит, а другие сотни перекопируют. И получится опять замкнутый круг. С одной стороны -  все копируют, потому что нет возможности купить, с другой стороны – даже если будет возможность приобрести ноты, то всё равно большинство предпочтут копию у того одного, кто уже купил. Это проще. И опять композитор не получит вознаграждение за свои труды. Это же Россия!  Чтобы поменять ситуацию, каждому нужно начать с себя, объяснив себе, что с каждой копией композитор лишается вознаграждения и тем самым  у него пропадает желание писать для нас. А если современные композиторы не будут писать для домры, значит домра, в современном мире не нужна!
Надеюсь, мои слова повлияют на коллег - домристов, и мы научимся уважать авторские права. Только в таком случае,виртуальный каталог мог бы помочь всем.И исполнителям, и композиторам, и педагогам!
 
Каталог произведений готов.
Заодно готов каталог Персон.
Они еще и связаны между собой.
В ближайшие дни все это хозяйство поступит в пользование.
 
Светлана, здравствуйте! Вы писали:
Что же тогда делать? Как изменить ситуацию, если государство не поддерживает современных композиторов? ……но я боюсь, что один купит, а другие сотни перекопируют. И получится опять замкнутый круг.

Вы абсолютно правы. Современная ситуация – это действительно замкнутый круг. Тоже происходит ведь не только в домровом исполнительстве, но  и в других музыкальных сферах. Поясню. Вот мы все – исполнители, авторы, мастера инструментов, издатели нот, изготовители струн, и т.д. – очень взаимосвязаны и не можем жить друг без друга. Самое шаткое звено в этой цепи, безусловно, живые авторы. Естественно, ведь без них можно легко обойтись, питаясь продуктами творчества авторов ушедших эпох. Живые авторы сейчас лишились поддержки государства и, как следствие, обнажились проблемы. Причина всех бедствий, коренится в отсутствии профессионального, мощного структурированного РЫНКА.  Ну, нет у нас профессионального, структурированного сообщества! Все субъекты которого, эффективно бы сотрудничали. Домристы играют для домристов, ноты продаются в местах их скопления, типа конкурсов, о мастерах узнают через «сарафанное радио». Между тем в родной стране никто не знает – спросите на улице – что такое домра! Очень плохо, что все это, вся безысходность, осознается только, по прошествии многих лет. И остро чувствуют это, прежде всего, выдающиеся исполнители, которые хотят играть для настоящей публики, в хороших залах, и за достойный гонорар – потому что, иначе нельзя. А сегодня эти музыканты никому не нужны, даже бесплатно не дают выступить.
Похоже, почти все, готовы мириться с этим. Это показывает этот сайт, этот форум. Сто человек читают – один отвечает. Еще бы: тут в оркестре поиграю, там попреподаю, там чего-нибудь поперепродаю, так глядишь, и жизнь пройдет. Зачем напрягаться?

Между тем, жизнеспособность жанра определяется напрямую тем, сколько НОВОЙ музыки пишется. Домристы! Композиторы от вас уже ушли...
Потому что, перед композитором много дорог открыто – театр, кино,  реклама. Талантливый автор не пропадет. Чтобы домре развиваться, надо привлекать, увлекать многих авторов, разных, а не только тех, кто знает инструмент. Потому что –  это взгляд из одной точки. Я знаю очень много молодых сильных композиторов, которые могли бы интересно написать, свежо. Но на таких условиях никто не будет работать. В наше время можно работать только по АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ, и ноты продавать тоже! Надо отдельно писать об этом – сложная тема. Но, только честность, открытость, заинтересованность всех участников творческого процесса на основе ЗАКОННОСТИ могут оказать какое-то оживляющее действие на наше дело.
 
Полностью согласна, Светлана, с Вами! Для успешного развития домристам необходима новая музыка. К сожалению, понимают это единицы - основная масса предпочитает заново переигрывать старый репертуар, часто соревнуясь между собой на уровне "я - быстрее!!!" Поэтому и посещает концерт только "своя" публика, посмотреть на очередного "виртуозного" исполнителя, приходя в восторг от вида дымящихся пальцев... Настоящей музыки, звучащей с концертной сцены очень мало. В основном, это переложения.
С особой радостью поддерживаю идею создания каталога: сама остро нуждаюсь в подобной информации. С одной стороны, многим это поможет в педагогической, концертной и научной работе.С другой стороны, благодаря замечательным возможностям интернета (способности к постоянному обновлению, мгновенному доступу ко всему новому, возможности связи с любыми точками планеты и др.)и при достаточной личной инициативе участников каталог может обогащаться новой информацией. Только проблема: не по всем пунктам по предложенному способу оформления есть достаточно сведений - к примеру, не знаю дату сочинения С.А. Губайдулиной "Пять пьес по мотивам татарского фольклора". А музыка просто шикарная! Что делать?
 
Здравствуйте, Анна!
Цитата
Только проблема: не по всем пунктам по предложенному способу оформления есть достаточно сведений
Анна, ничего страшного! Заполните форму по тем пунктам, которые вам уже известны. Мы разместим в каталоге уже известную информацию, а со временем вы сможете добавить недостающие сведения.
Изменено: *** - 07.12.2008 15:19:00
 
Здравствуйте, Анна! Спасибо за отклик!  Берусь выяснить телефоны организаций типа «Центра нотных материалов», куда бы можно было обратиться за информацией, с целью уточнить сведения по произведению, автору. По поводу виртуозных произведений.  Они, мне кажется, нужны, если не пусты, а образны, искрометны. Если  в основе есть хороший мелодический материал, а не только гаммы. Без них нет концерта, нет радости для публики. А о ней надо ведь думать.  Соглашусь, что пьесы Губайдулиной очень интересны.  А,  Вы из какого города?
 
Я из Оренбурга. Как Вы понимаете, многие новости музыкального мира, бывает, по крупицам собираешь в интернете, и благодаря общению с  замечательными музыкантами,иногда приезжающим в наш город (С.Ф. Лукину, М.И. Имханицкому и др.) можно в целом видеть общую картину развития народно-инструментального искусства.
С другой стороны, дома у меня собрана, я считаю, неплохая библиотека. Конечно, много ксероксных нот (к проблеме - если бы мы знали, где купить их в оригинале!!!). Есть несколько "канцелярских" фирм, которые ещё сотрудничают с "Композитором" и "Музыкой", но там тоже редко бывают вообще домровые ноты. Во многом выручают, как Вы правильно заметили, приезжие музыканты и проводимый у нас конкурс с обязательным предоставлением исполняемых программ в нотах.
Вы пишите музыку для трехструнной домры? Очень хотелось бы познакомится с Вашими работами; если сочтете возможным, напишите на адрес anna13-08@mail.ru
 
Здравствуйте,Анна!
Напишите, пожалуйста, о концертной жизни в вашем городе. У вас филармония? Филармоническое общество? Есть ли русский оркестр? Вы преподаете домру? Есть ли музыкальное училище? И как обстоят дела с профессиональным обучением? Много ли студентов? Это важно знать всем. Так как сегодня мы все лишены реального представления о том, что происходит в целом в России с народно-инструментальным жанром. Призываю всех, кто готов взять на себя ответственность за современное состояние дел, и хочет профессиональной реализации, у кого есть энергия и желание, быть активнее. Пишите. Пока все разобщены -- ничего невозможно изменить к лучшему.
 
Цитата
Светлана Новикова-Бородина пишет:
Напишите, пожалуйста, о концертной жизни в вашем городе.
Мне кажется, это тема для отдельной странички, может вынесем её за пределы разговоров о каталоге? К примеру, можно назвать её так: "Рассказы о нас", где можно будет написать о том, как живут сегодня домристы, если кто сочтет нужным - некоторые автобиогафические сведения (мне кажется, очень интересно!), а также - как проходит учебная, концертная, научная и т.п. деятельность в городах, где живут наши участники. Попробуем?
 
По поводу телефонов, для уточнения сведений по произведениям. Проблема есть, требующая времени. Я этим занимаюсь.Как только получу ответы - напишу.
 
Уважаемые коллеги! Не подскажет ли кто-нибудь, в какой период времени игра на домре стала сопровождаться фортепиано? А. Пересада пишет, что в начале века были сольные выступления домристов и ничего не говорит о том: в сопровождении или без?
Предлагаю (по возможности) в каталоге указывать - в каких "условиях" в произведении представлена домра: с ф-но, или с оркестром (народным, симфоническим, и др.), сольно, с нетрадиционным составом и т.п.
 
Спасибо огромное организаторам сайта.  Этот сайт будет помощью и вдохновением для многих. Каталог произведений для домры это просто замечательно, но не решает проблемы ознакомления и освоения нового репертуара.   Может стоит создать библиотеку произведений для домры? Ведь многие исполнители пишут  свою музыку и делают обработки  и переложения для домры, и я уверенна что многие захотят поделиться. Мне кажется, это откроет новые перспективы для нас. Я знаю что такие библиотеки созданы для других инструментов, приходилось пользываться.
Изменено: светлана максимова - 11.03.2009 06:20:00
 
У нас в музыкальной школе очень творческий директор. Он пишет замечательную музыку в разных жанрах и для разных инструментов: фортепиано, аккордеон, домра, скрипка, а сейчас еще и хоровые произведения для детей. Так вот, пьесы для домры написаны с участием педагогов по классу домры и с электронной иллюстрацией - с партией домры (мы помогали ее записывать) и без  партии домры. Любой ученик-домрист может исполнить эти пьесы как бы в сопровождении оркестра. Пьесы очень интересный и легко запоминающиеся. Рассчитаны на вполне обыкновенного ученика музыкальной школы без особенных данных. Примерно средние классы.
Изменено: tata0702 - 17.03.2009 18:06:00
Страницы: 1
Читают тему