150 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева!

Страницы: 1 2 След.
150 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева!
 

150 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева!

15 января 2011 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской культуры, возродившего балалайку и домру на русской земле.
<br />
 
Комментарии на сайте ММДМ по поводу концерта Андреевского оркестра (кстати, 17 февраля):  "Любой шедевр мировой классики, исполненный на балалайках, домбрах и гуслях, обретает оригинальность звучания и неповторимый народный колорит".

Да, друзья, нам еще бороться и бороться за дело Андреева...)
/грустный вздох/.
 
Сегодняшний оркестр имени Андреева - обычный ОРНИ по своему составу мало чем отличается, что от Осиповского, что от Некрасовского, что от многих и многих других - та же помойка из всевозможных инструментов, многие из которых не имеют к русским народным никакого отношения. Боюсь, что недалеко то время, когда в ОРНИ войдут трубы, тромбоны, а может быть и клавесины, теорбы, губные гармошки, волынки, банджо, и т.п., чтобы флейтам с гобоями и кларнетами нескучно было рядом с балалайками и домрами... Вот с этим действительно нужно бороться. А еще изучать такое уникальное явление в мировой кеультуре, как "великорусский оркестр" Андреева до революции и начинать его возрождать. А начать с того, чтобы убрать из РНИ гармошки, флейты, и прочие духовые, без которых Андреев имел такой потрясающий звук, и сумасшедший успех в любой стране мира, о котором сегодня народники могут только мечтать. Кому любопытно почитайте http://gmstrings.ru/russian/articles/mansfeld_rus_in_england.htm. А ведь многие (да почти что все) этого даже не знают. Думают, что Андреев им вот ЭТО оставил в наследство. Какой там!
 
"Теперь я не боюсь смерти — я знаю, что и без меня балалайка будет существовать и процветать".

Сложно себе представить на современной сцене что-либо подобное (такой успех, такой энтузиазм, какой был у Андреева, такой уровень). К сожалению, высокое искусство в современную жизнь плохо вписывается. Пусть оно будет хотя бы достоянием единиц)
Дмитрий, спасибо за экскурс. Я и правда ничего этого не знала.

Я была в субботу на концерте в Камерном зале Филармонии, играли солистки Осиповского оркестра Майя Воронец и Алла Догадова. Играли, как нам сказала ведущая, на тех самых гуслях, которые были изготовлены по заказу Андреева для его оркестра. Во время войны они были вывезены из Петербурга в Москву и с тех пор хранятся в Московской Филармонии.
Коецерт был замечательный, произвел очень сильное впечатление.
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
Скажите, а возможно ли такое, что сохранились записи оркестра под управлением Андреева?
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
Вот здесь можно почитать про музей Андреева в Бежецке.
http://bezh-citi.ru/museum/andreeva.html
Изменено: Тильда Франк - 15.02.2011 10:11:00
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
:drunk:  :box:  :vava:  8)  :zerrrrro:  :D
 
Я сама играю на домре, учавствую в конкурсе В. В. Андреева, 7 марта прослушивание, в жюри входят: Цыганков, Лукин, Дьяконова и т. д....
 В этом конкурсе учавствуют только три вида струнных инструментов: домра, балалайка и гусли. В конкурсе 2 тура. Я в первом туре играю: Бах полонез, Андреев Бабочка и Баев на ранчо. Пока не знаю попаду во второй тур или нет...
  6 марта в храме Христа Спасителя было открытие конкурса, в котором играл самый крутой в России оркестр- Осипова. А также самые популярные победители  конкурса (который проводится 1 раз в 4 года) Андреева. Было захватывающе. А ещё я взяла автограф у Цыганкова...
 
Цитата
Тильда пишет:
Комментарии на сайте ММДМ по поводу концерта Андреевского оркестра (кстати, 17 февраля):  "Любой шедевр мировой классики, исполненный на балалайках, домбрах и гуслях, обретает оригинальность звучания и неповторимый народный колорит".
<br />
<br />Да, друзья, нам еще бороться и бороться за дело Андреева...)
<br />/грустный вздох/.
Вообще-то пишется доооомммра
 
Цитата
Тильда Франк пишет:
Скажите, а возможно ли такое, что сохранились записи оркестра под управлением Андреева?

Здесь есть записи 1911 г. http://vkontakte.ru/id30829278#/audio?id=-2206229

Так звучит французский оркестр балалаек, очень похожий на Андреевский состав.
http://www.gmstrings.ru/russian/zvuk/zvuk_bala_paris.htm
 
Дмитрий,

Спасибо за ссылки! Французский оркестр играет изумительно! Так мягко и чисто.

А может записи 1911 года можно найти в другом месте?  :)  Сама на этом сайте не зарегистрирована, т.к. имею некоторое предубеждение)
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
Цитата
Тильда Франк пишет:
Дмитрий,
<br />
<br />Спасибо за ссылки! Французский оркестр играет изумительно! Так мягко и чисто.
<br />
<br />А может записи 1911 года можно найти в другом месте?    Сама на этом сайте не зарегистрирована, т.к. имею некоторое предубеждение)

Тильда, пожалуйста! Согласен, французы по качеству звука дадут фору любому ОРНИ в России (разумеется, на мой вкус).
Где взять записи андреевского великорусского в другом месте я не знаю, но если найду, то выложу ссылку.

А вообще тот факт, что эти записи почти никто не слышал и, кажется, кроме Вас не ищет, лишний раз свидетельствует для меня, что музыканты-народники в массе своей не любопытны, инертны, плохо знают историю своего жанра, необразованы. Причем многие даже не стесняются собственной серости и малограмотности, но при этом удивлены, что публики в зале на них с каждым годом все меньше. И правильно что меньше - без искренного интереса музыканта к своей профессии, к самой народной музыке, ее истории, без ощущения заслуженной гордости за нее, ну и конечно без высочайшего уровня профессионализма, развитого вкуса и разностороннего ителлекта многие сегодняшние музыканты-народники представляют собой самым естественным образом и малоинтересное музыкальное явление. Раньше это проходило – политическая система гарантировала, что не только не даст народнику умереть с голода, но и обласкает, приголубит, поможет с рекламой, т.е. даст заработать своему верному солдату музыкально-идеологического фронта. Но, как это бывает в России, вдруг откуда ни возмись наступил облом - идеологию отменили, кормушку сократили (некоторые поговаривают, что скоро вообще закроют, но я не верю - пару оркестров государство худо-бедно прокормит), вот и приходится сегодня народникам начинать думать как вновь завоевать популярность у публики без господдержки (в том числе в виде государственных СМИ). Считаю, что для этого нужно в первую очередь вспомнить славные страницы андреевского прошлого, понять причины огромного интереса к великорусскому оркестру во всем мире до революции, разобраться как так случилось, что этот интерес за 70 лет советской власти был постепенно растрачен и начать исправлять допущенные ошибки. Это будет не просто, но другого пути нет (разумеется, кроме коммунистического реванша :guns: ).
 
Дмитрий,

Я, возможно, рассуждаю о том, чего не знаю, и вообще не имею опыта, равно как и какого-либо отношения именно к Профессиональному музыкальному миру (я одна из тех 7 человек, которые сидят в зале на концертах оркестров народных инструментов), но мне кажется...

Единственный способ вернуть престиж в современном мире - пресловутый "пиар и маркетинг". Нужно народную тему раскручивать, правда, без денег это невозможно. Ее тупо нужно делать модной. Но в ее современном виде она, кажется, таковой стать ну никак не может - массово. Да и кому нужно ее "раскручивать"?!

Или, например, Поддержка свыше. Вот жена не то нынешнего, не то прошлого президента (Egal - как говорят немцы, т.е. "не имеет значения"), любит хор, не то Сретенского, не то еще какого монастыря. Так они... первые звезды, практически! (Я могу путать имена, но идея понятна?). Была бы я женой президента, я бы нашим дорогим народникам просто бесконечные возможности реализации предоставила, безлимитные! Однако я не готова стать женой президента 8)

В народном мире есть перспективы, вот я в последние 2 года стала этим активно интересоваться, походила на концерты, почитала (в Интернете), что люди говорят, и прочее. И он, этот мир, более чем заслуживает широкого общественного внимания. Есть музыканты, просто замечательные, с активной профессиональной позицией, готовые работать, имеющие идеи, есть композиторы!, есть преподаватели, есть мастера, есть вы, Дмитрий  ;) . Дело за малым))) Только за чем - я не совсем понимаю...

А вообще я могу только предложить сделать этот мир лучше, потому что время очень напряженное, проблемное, и культура в нашем современном обществе (и в нашей - без иронии - замечательной стране) куда-то скатывается по наклонной, обесценивается, и мне представляется, что невероятно тяжело в этих условиях что-то возрождать, улучшать и спасать. А нужно)  :heart:

Давайте действовать.
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
Тильда,
Почему Вы отказываете себе в праве рассуждать о проблемах жанра инструментальной народной музыки и искать выход из создавшегося тупика? Те, кому положено это делать по должности, а еще и тем, кому это было положено делать в советское время почти довели жанр «до ручки», так что мы с Вами (надеюсь, что другие подтянутся) уже не только не навредим, а, глядишь, и окажем моральную и интеллектуальную поддержку «со стороны».

По поводу «единственного выхода» поспорю с Вами. Никакого выхода в ставке на тотальный пиар я не вижу, скорее наоборот. Пиара было хоть залейся при совке и это вызывало только отторжение. Моды на ЭТО звучание (больше говорю об оркестре РНИ, но отчасти имею в виду и домры малые и баяны) у культурной аудитории создать не получится, а некультурная часть общества уже плотно окучена попсой/шансоном. Широкий пиар ЭТОЙ культуры только ускорит ее крах.

Чего "заслуживает", а чего нет «народный мир» спорить с Вами не буду. Приведу лишь один факт - ни один из моих знакомых профессиональных музыкантов скрипачей и гитаристов, часто бывающих на концертах классической и джазовой музыки, НИКОГДА!!! не бывал на концерте народного оркестра, хотя все они много раз слышали его и по радио и по телевизору в советское время. И это говорит о многом. Я и сам бы не стал ходить, но приходится по работе. Признаюсь, когда пообвыкнешь, так сказать «принюхаешься» к этой диковатой эстетике, становится не так противно, а местами даже и ничего. Что же касается французов, то они сразу поразили меня. Вот, оказывается, чем брал Андреев. Мгновенно все стало на свои места - и его всемирный успех и вызываемое этой культурой звука желание подражать, создавать самодеятельность, и отзывы выдающихся музыкантов того времени…

Конечно, французы не блещут сыгранностью и техникой как наши профи (но им простительно, они любители), но от начала до конца играют так, что даже скрипачи удивляются, говорят - «не ожидал от балалаек», «какая тонкая нюансировка» (удивительно – прямо теми же словами, что в свое время говорили об андреевском оркестре).

Так вот мой «единственный выход» по возвращению интереса к народному оркестру - ставка на высочайшую культуру звука в купе с техникой, но первое в 100 раз важней.
Но как назло – в России с середины 40-х годов XX века нет ни одного великорусского оркестра, все сплошь смешанные симфо-народно-эстрадные составы с малокультурным режущим слух тембром, с выпирающими из баланса баянами и гуслями. Исключение составляет Некрасовский оркестр ВГТРК (пожалуй еще был Осиповский при Понькине), от которого можно временами получить истинное эстетическое удовольствие, но все же не сразу, а после некоторой подготовки/адаптации слуха (как известно, исключения только подтверждают правило).

Согласен с Вами, в среде народников есть грамотные и увлеченные музыканты (хотя на этом форуме их почти не видно), но у большинства еще с детства, с музыкальной школы испорчен слух и вкус. Вот Вам, к примеру, французы понравились, а ведь после их выступления в 2004 году в Академии им. Гнесиных никто из москвичей не захотел сделать что-то подобное хотя бы на студенческом уровне. Наши суперпрофи, выдающие 20 нот в секунду, вообще ничего не поняли. А почему? Да потому, что они уже не способны расслышать и восхититься новым (а точнее забытым старым) живым дыханием струнного оркестра, оценить его уникальную чарующую воздушность, теплоту, трепетность звучания. У них уши так забиты любимым звоном, что все, над чем они работают и способны оценить это голая техника, темп, форсирование громкости (называемой ими по неграмотности «динамикой»), стремлением нарастить яркость, поднять вне всякой меры верхние частоты…

А по поводу «давайте действовать», так давайте. Собственно мы с Вами уже и действуем тем, что пишем в открытом форуме. Спасибо современным технологиям, сайту ДОМРИСТ и лично Вере Махан за предоставленную возможность общаться, делиться мыслями и идеями во благо развития народного искусства.

Как знать, может быть Ваши и мои мысли кого-то из музыкантов убедят, заставят начать действовать,  разбудят, так сказать, как декабристы Герцена. Вот, кстати, собираюсь создать общественное движение по возрождению великорусского оркестра Андреева, чей 150-летний юбилей, отмечаемый в этом году - прекрасный повод начинать действовать в этом направлении. Уже есть несколько музыкантов, готовых поддержать мой почин. Приглашаю и Вас, присоединяйтесь.
 
Дмитрий,

Вы очень хорошо рассказываете, поэтому если найдете время, поделитесь, пожалуйста, Вашими идеями, о том, КАК можно вернуть аутентичное звучание оркестру? Ведь у французов, как я поняла, нет домр, одна балалайки? А что "делать" с домристами в оркестре?))) (Сама играю на домре). Каково Ваше видение культуры звука?

С готовностью присоединяюсь к идее по возрождению великорусского оркестра и надеюсь, что могу быть полезна.  :friends:
Очень хочется видеть подъем народного оркестра и народной музыки!
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
Тильда,
Я совсем не против домр, к тому же без них великорусского оркестра не сделать (у французов-то не великорусский, а балалаечный оркестр). Вот то, что по-моему нужно сделать для возврата к андреевскому звуку:

1. Убрать из оркестра: баяны, флейты, кларнеты, трубы, фаготы, скрипки, виолончели, синтезаторы, басгитары и т.п.
2. Вернуть численные пропорции между инструментами, какие были при Андрееве, о чем он прямо указывает в нескольких статьях - см. книгу Грановского «Андреев. Материалы и документы».
3. Не обязательно, но очень желательно понизить домрам малым наклон грифа и изменить высоту подставки с 22-24 мм до 16-18 мм, как было у Налимова, чтобы звук перестал быть сильным и коротким, а сделался бы более тихим, с большей педалью и с более слитным тремоло. Вместо этого можно поставить на них синтетические струны СИНТАЛЬ, а лучше и то, и другое.
4. Начать промывать засоренные уши, заставляя народников без конца слушать классические инструменты (гитару, скрипку, классический квартет, симфоническую музыку, фортепианную, оперных вокалистов) для формирования устойчивого отвращения к ядреной звонкости, пристрастие к которой отличает большинство современных народников от высокообразованных, культурных музыкантов времен Андреева. Как известно, сам Андреев был образцом вкуса и стиля, будучи по матери родовитым дворянином и получив хорошее образование, также в оркестре служили два князя (Оболенский, Чагадаев), пять или шесть человек консерваторских музыкантов, которых привел с собой ученин Римского-Корсакова Н.П.Фомин, остальные также были либо дворяне, либо разночинцы с высшим образованием в разных областях (насколько помню, только в 1908 году в оркестр были приняты для гастролей за границей несколько музыкантов с рабоче-крестьянским происхождением, но они, во-первых, уже имели опыт игры в других великорусских составах Петербурга, а, во-вторых, ничего бы не испортили – Андреев бы не позволил).
5. Вытащить из архивов и начать исполнять произведения для великорусского состава Фомина, Насонова, Глазунова и пр. (есть человек, который сможет с этим помочь). В одной из книг Имханицкого прочел, что только Фомин сделал более 300 переложений классических произведений, а ведь у него написано множество и оригинальных произведений, и обработок русских народных песен. Такой пласт музыки пропадает!
6. Пригласить для работы с новым/старым оркестром симфонического дирижера. Думаю, что молодого амбициозного симфониста с нормальным слухом и вкусом в Москве найти будет не сложно.

Вот так, примерно.

P.S. Мое «видение культуры звука» описать словами невозможно, скажу только, что качество звука французов вполне ему соответствует. Очевидно, что культура звука великорусского оркестра Андреева была ничуть не ниже той, что была присуща самым выдающимся оркестрам/ансамблям классической музыки его времени. Потому-то и приходили в восторг от этой культуры и качества такие дирижеры и композиторы как Чайковский, Никиш, Леонковало, Рубинштейн, Глазунов, Масне и пр. А вот от нового качества звучания, появившегося у советских ОРНИ в середине 40-х годов XX века, я выражения восхищения от светил  классической музыки послевоенного времени что-то не припомню. Великие Гербер фон Караян, Иегуди Менухин, Ван Клиберн восхищались не маститыми ОРНИ, сверхраскрученными по госканалам радио и телевидения, а лично прекрасным балалаечником Михаилом Федотовичем Рожковым ( http://balalaika.org.ru/book_rojkov.pdf ). Да и отечественные композиторы-классики ПЕРВОЙ величины вроде как ничего по поводу ОРНИ восторженного не говорили, ничего не сочиняли, хотя не сомневаюсь, что их об этом не раз настоятельно просили. Почему-то не вдохновляло... :(
Изменено: Дмитрий *** - 03.07.2011 12:59:00
 
Дмитрий, спасибо за подробный ответ! Действительно - вот бы воссоздать подобный оркестр!

Мне эта идея (возродить звучание того оркестра) кажется даже довольно... естественной, логичной что ли. Удивляет, что раньше такие попытки не предпринимались. Или просто не получили развития?..

Цитата
А ТЫ записался в общественное движение по возрождению великорусского оркестра?
ОРНИ г. Дубны на YouTube:
http://www.youtube.com/user/NadezhdaVrubel?feature=mhee

Группа оркестра вконтакте:
http://vk.com/russkij_orkestr_dubna

Рукодельный блог: http://tildafrank.blogspot.ru/
 
Насколько знаю, попыток возрождения великорусского оркестра пока не предпринималось. Встречаются изредка ансамбли без баянов (напр. октет балалаек "Витебские виртуозы" http://vitvirtuoz.la.by/, московский квартет "Сказ" http://skaz1.com/), но ни одного оркестра :bad: .
Изменено: Дмитрий *** - 02.07.2011 23:32:00
 
Добрый день всем.Вернулся из поездки-обнаружил интересные мысли на форуме.Дмитрий,Вы во многом правы с моей точки зрения,но некоторые вещи мне не очень понятны(или Вы их пока не осветили).Например:любое явление,если оно не развивается-умирает(если кратко)или превращается в музей.Поднимем мы сегодня к примеру Фоминские вещи-и что?Неужели Вы всерьёз считаете подобное действие нечто-обещающим?Ведь весь "тогдашний" репертуар(особенно инстр. т.н.обработки песен)был актуален именно "тогда",а сегодня это потянет не более,чем на "музейщину"опять же.В качестве единичного(фанатского)случая, наверное, это возможно(как параллель с академическим аутентизмом)но не более.Потом мне кажется Вы немного недоговариваете про момент "экзотичности" балалаечного оркестра,который был очень силён тогда(при Андрееве)и, конечно, со временем начал утрачиваться.А это очень серьёзно отразилось именно в интересе маститых композиторов.Ведь как Вы говорите про середину 40-х годов--но до этой середины были 10-е,20-е,30-е----и как Вы ,наверное, знаете не густо мэтры "отметились" в репертуаре оркестра(а если точнее -практически никак).Почему?
Цитата
Дмитрий Бабиченко пишет:
1. Убрать из оркестра: баяны, флейты, кларнеты, трубы, фаготы, скрипки, виолончели, синтезаторы, басгитары и т.п.
Имеете ввиду "Боян"?Из всех оркестров убрать7...Давайте горсткой энтузиастов "Возродим" Андреевский оркестр(любительский),достанем из архивов репертуар,пригласим амбициозного симфо-дирижёра и начнём играть вальсы Андреева и обработки Фомина???Забавно...Сегодня это вполне реально--только это будет оркестр какой-нибудь ДМШ, не более(и лучше воплоить эту идею в ДМШ им. Андреева,думаю,-Р.Чендева поддержит,вот только она не симфонист и не композитор хотя бы Андреевского уровня)...
 
Отвечаю Юрию:
1. Говоря о том, что из ОРНИ нужно убрать симфонические и эстрадные инструменты я имел в виду и оркестр «Боян», и «Ямал», и осиповский, и некрасовский, и имени Андреева и вообще все ОРНИ, существующие сегодня. Понимаю, что это утопия, что они скорее погибнут, чем признают, что зашли в тупик и начнут менять что-то в составе, поэтому согласен, что возрождение великорусского оркестра действительно лучше начать с детского оркестра.
2. Что же до «горстки энтузиастов», то разве в начале любого дела бывает иначе? Все новое всегда начинается даже не с горстки, а с одного человека, с идеи, а она, как известно, не способна мгновенно появиться более чем в одной голове. Или Василий Андреев начинал свое дело как по-другому?
3. Не понимаю, почему возрожденный великорусский оркестр не может включить в репертуар произведения Андреева и Фомина, впрочем, есть и Привалов, Каркин, Ниман, Насонов, та же «Русская фантазия» Глазунова (см. текст ниже). Есть и современный репертуар, взять тех же французов, «Витебских виртуозов», квартета «Сказ», многое можно переложить на великорусский состав из написанного для смешанного. Или Вы думаете, что репертуар великорусского оркестра, способный продержать 12-недельные аншлаги в Лондоне в 1909 году по 2 выступления на дню, и обеспечивший невероятный успех оркестра в Германии, Франции, США сегодня не произведет никакого впечатления на публику? Похоже, Вы не доверяете вкусу Массне, Сен-Санса, Леонкавалло, Никиша, Чайковского и др., и видимо на Вас не произвело впечатление звучание французского оркестра, состоящего из одних балалаек. Тогда позвольте спросить, а какой выход из современного кризиса для современного смешанного ОРНИ видите Вы?

4. Вы спрашиваете, почему до 40-х годов композиторы-мэтры не писали для великорусского состава? Мне как раз сегодня обещали дать статью на эту тему, которую после отпуска постараюсь выложить в интернете и дать ссылку здесь на форуме. Пока же выскажу «на вскидку» свои соображения. В 1918 году великорусский оркестр теряет своего лидера, а спустя всего 3! месяца  в марте 1919 еще 7 сильных музыкантов, включая концертмейстера домр П.И.Алексеева, уехавших в Москву за новым счастьем, а точнее за более-менее сытной жизнью при артиллерийской бригаде. Но и в Москве полноценного великорусского оркестра не было до середины 30-х годов, здесь царствует Любимов со своим оркестром 4-струнных домр. Таким образом, даже теоретически до середины 30-х годов для ослабленного великорусского оркестра мог писать только питерский композитор-мэтр (не имея под рукой оркестра, писать для него невозможно). Кто конкретно? Шостакович оркестр Андреева мог слышать только в детстве (родился в 1906 году, закончил консерваторию в 1927 г.), могли бы Лядов (1855-1914) и Балакирев (1837-1910), но возможно они, в отличие от Глазунова и Римского-Корсакова, не были поклонниками оркестра и/или не понимали его структуры. Не будем забывать, что писать на такой состав композитору-симфонисту не просто – в оркестре нет ни медной ни полноценной деревянной духовой групп, но зато имеется сразу две струнных (Андреев сравнивал свой оркестр со смешанным хором).

По поводу возможного репертуара, привожу выдержку со страницы http://skomorokhi.narod.ru/art/art1.html

В первые годы создания ансамбля его слушали композиторы и музыканты. Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Ц. Кюи. Восторженно принимали В. В. Андреева И. Е. Репин, Л. Н. Толстой, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев. М. А. Балакирев в начале с осторожностью относился к оркестру, хотя бывал на концертах и репетициях. Н. А. Римский корсаков в 1901 посетил репетицию оркестра и дал согласие исполнить целую программу из своих произведений на концерте 13 января 1902 в зале Дворянского собрания. Н. А. Римский-Корсаков использовал домры и балалайки в сцене свадебного поезда в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". А. К. Глазунов написал для Великорусского оркестра развернутую "Русскую фантазию", премьера которой состоялась 26 февраля 1906 в Петербурге в зале Офицерского собрания Армии и Флота. "Такой давки, такой массы публики нам давно не приходилось видеть в концертах В. В. Андреева, как 26 февраля. Нам думается, что помимо особенной общей любви к Великорусскому оркестру… причина такого  ***  наплыва была "Русская фантазия". ("Петербургский листок" // 1906, №578, 28 февраля). А. К. Глазунов неоднократно бывал на концертах оркестра в Дворянском собрании, дирижировал "Русской фантазией" на прослушивании в консерватории. 18 января 1904 на сцене Дворянского собрания оркестр В. В. Андреева исполнил "Скерцо" из IV симфонии П. И. Чайковского, совместно с симфоническим оркестром под управлением А. Л. Горелова. 9 мая 1904 на квартире В. В. Андреева "Скерцо" дирижировал Артур Никиш. Репертуар Великорусского оркестра включал в себя более 400 произведений. Основы репертуара около 150 названий - русские народные песни в обработке Н. П. Фомина, В. В. Андреева, В. Т. Насонова, Ф. А. Нимана, П. П. Каркина, взятые из сборников народных песен М. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Т. И. Филиппова и др. Большое место в репертуаре отводилось произведениям русских композиторов: П. И. Чайковского (около 20), Н. А. Римского-Корсакова (более 10), М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Рубинштейна, Н. Н. Черепнина и др. Произведения зарубежных композиторов: Э. Грига, Ж. Бизе, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Наиболее исполняемыми были произведения Н. П. Фомина: "Рапсодия памяти П. И. Чайковского" (1898), его обработки "Эй, ухнем, "Ай, все кумушки домой", "Как во городе царевна", "Я с комариком плясала", прозвучавшие сотни раз в концертах. Среди произведений В. В. Андреева самыми популярными были вальсы "Фавн" и "Воспоминание о Вене", "Торжественный полонез", его обработки народных песен "Светит месяц" и "Как под яблонькой"
Страницы: 1 2 След.
Читают тему