Сержантов Владимир Филиппович

 

Заслуженный работник культуры РСФСР, один из старейших и самых уважаемых музыкальных мастеров.


Из семейного архива Сержантовых :

Журнал «Культура и жизнь» №7 от 1976г. – «Золотые руки мастера».

Во всех странах мира знают сейчас русские балалайки, домры, гусли... Сделанные руками разных мастеров, они как бы несут на себе отпечаток личности автора — своего создателя. Имя мастера о многом скажет знатоку даже прежде, чем он возьмет инструмент. Так, например, спе­циалисты восхищаются созданиями С. И. Налимова. У исполнителей на народных инструментах работы этого мастера ценятся так же высоко, как скрипки Страдивариу­са. Их исключительный строй, красоту звучания, прекрас­ное внешнее оформление отмечали многие зарубежные га­зеты. С большим уважением относятся музыканты и к Владимиру Филипповичу Сержантову, прекрасному масте­ру своего дела.

Часто после концертов к артистам Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова подходят слушатели и просят показать инструменты, игра на которых им так понравилась. Крутя в руках бала­лайки и домры, они качают головами, удивляются: «Какая прекрасная работа! Кто делал?»

Возможно, они не раз рассматривали балалайки, сделан­ные В. Ф. Сержантовым, который вот уже более тридцати лет работает в Москве на производственном комбинате Всероссийского хорового общества.

Владимир Филиппович любил мастерить с детства: де­лал корабли, самолеты, всевозможные игрушки. Мастер вспоминает, что его как магнитом тянуло к столярным инструментам. Работы Володи Сержантова не раз экспони­ровались на различных выставках юношеского творчества. В 1943 году двенадцатилетним мальчишкой он пришел в мастерские Министерства культуры РСФСР. Время было трудное, военное, и ему было стыдно бегать по улицам без дела, когда каждый человек делал все, что мог, для фрон­та, для победы над фашизмом.

Володя стал помогать взрослым сколачивать ящики для снарядов. Работал со сноровкой, стараясь не отстать от старших. На золотые руки мальчика, ловкость и умение держать инструмент обратил внимание известный мастер музыкальных инструментов Сергей Федорович Буров. Он подошел к маленькому рабочему и спросил:

— Хочешь, научу тебя делать русские музыкальные инструменты?

Так Володя Сержантов стал учеником Бурова. А летом 1945 года сделал первую в своей жизни балалайку. Хотя она была еще далека от совершенства, но, слушая, как на ней играют его друзья, Володя был счастлив.

Знакомясь с работами других мастеров, ремонтируя балалайки и домры знаменитых Налимова, Галиниса, Соцкого, Пасербского и других русских умельцев, Владимир Сержантов тщательно изучал, из какого дерева они выпол­нены, как склеены. Увлеченность и любознательность по­могли Сержантову приобрести обширные знания и нако­пить опыт.

Владимир Филиппович хорошо знаком с работами дру­гих известных современных мастеров — А. В. Ивличева, А. Н. Старикова, И. В. Емельянова. Они часто встречаются, обмениваются своим богатым опытом. Бывало, принесет кто-нибудь из музыкантов в ремонт очень старый, но великолепно звучащий инструмент, его не спешат разби­рать. Пусть сначала и другие мастера посмотрят — такие не часто встречаются. Каждую деталь редкого инструмен­та внимательно изучают, разглядывают расположение пру­жин, толщин дерева, стараются открыть секреты старых мастеров.

Работы В. Сержантова очень высоко ценятся сегодня музыкантами. Их хорошо знают в нашей стране. Мастер выполнил немало заказов на изготовление национальных инструментов республик. Бережно хранит он почетные гра­моты министерств культуры Якутской, Калмыцкой, Марийской АССР и многих других автономных и союзных рес­публик СССР. Теплые слова благодарности шлют ему руководители оркестров из Белоруссии и Украины.

Сделать балалайку совсем не просто. Прежде чем она будет готова, надо проделать более тысячи операций! Пожалуй, самое трудное — это подобрать материал. Для музыкального инструмента требуется дерево сухое, выдер­жанное, может быть, много десятилетий. Обычно для изго­товления инструмента все имеется в мастерской, но, слу­чается, прослышит мастер, что где-то на окраине города ломают старый дом, немедленно отправляется туда. При­дет, посмотрит на разбросанные бревна, поговорит с рабо­чими. Они отрежут ему кусок дерева. Он привезет его в мастерскую, а потом это дерево может оказаться именно тем материалом, из которого рождается потом прекрасный инструмент.

Чтобы сделать поющую балалайку, надо много знать и уметь: хорошо разбираться в породах деревьев, виртуозно столярничать, производить расчеты и обладать хорошим слухом. Ведь после того, как она будет готова, ее надо проверить — как звучит.

— Балалайку надо не только любить, но и понимать. Порой чутьем приходится догадываться, почему она не звучит. Музыкальный мастер должен быть изобретателем и хотя бы чуточку музыкантом,— наставляет Владимир Филиппович своих учеников.

И многие из них уже научились делать отличные ин­струменты. Рядом с Владимиром Филипповичем в мастер­ской работает его брат Евгений Сержантов. Опыт Сержантова-старшего перенял и другой сейчас известный музы­кальный мастер — Юрий Петрович Игнатов.

Сержантов склоняется над рабочим столом. Он при­нимается за дело, которому посвятил всю свою жизнь.

В. Ионченков,
артист оркестра русских народных инструментов.

Отзывы:

Я, Болдырев Владимир Борисович, солист Московской областной филармонии, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, знаю Сержантова Владимира Филипповича, как очень хорошего мастера по изготовлению музыкальных щипковых инструментов. Его инструменты обладают богатой музы­кальной палитрой, имеют мягкий тембр, хороший строй, пе­вучесть, красоту отделки. На его инструментах играют профессионалы и участники художественных коллективов. Неоднократно на конкурсах он получал первые места.

У нас в стране осталось очень немного музыкальных ин­струментов старых мастеров: Налимова, Соцкого и др. Владимир Филиппович считается непременным реставратором этих инструментов и делает это терпеливо, с большим уме­нием и мастерством. Большая благодарность ему за это трудное, нужное и почётное дело.

В. Б. Болдырев

Директору Московского
Производственного Объединения
ВХО тов. Гончарову В. Г.

Уважаемый Владимир Гаврилович!

Дирекция и художесвенное руководство Москонцерта ходатайствует о присвоении почетного звания «Заслуженный мастер» мастеру Московского производственного объединения ВХО тов. Сержантову Владимиру Филипповичу.

На инструментах изготовленных мастером Сержантовым В.Ф. играет квартет русских народных инструментов «Сказ» - лауреат Первого Московского конкурса артистов эстрады. Домры и балалайки мастера обладают богатой музыкальной палитрой и неограниченными выразительными возможностями. Мягкий тембр, певучесть и оригинальность отделки значительно выделяют их среди многих других работ.

При создании инструментов ощущается творческий подход и поиск новых конструктивных решений, которые дают возможность расширить технические возможности исполнителей.

Художественный руководитель -
директор Москонцерта Сафонов И. Н.

«За заслуги в области советской культуры Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»…Сержантову Владимиру Филипповичу – музыкальному мастеру Московского производственного комбината Всероссийского хорового общества…»

Вырезка из газеты «Вечерняя Москва»
от 23 июня 1983 г.

Более высоких наград еще не получали музыкальные мастера. В. Ф. Сержантов первым получил это почетное звание! Что сейчас с его инструментами? Помнят ли его музыканты?


Для создания банка данных просим откликнуться музыкантов, владеющих балалайками и домрами музыкального мастера Владимира Филипповича Сержантова. Сведения и отзывы просим отправлять по адресу: u-dacha@mail.ru или по тел. 8-495-501-89-81, 8-903-978-70-44.

Материал прислала Нина Сержантова


Назад в раздел