Конкурсы исполнителей на народных инструментах

Сергей Лукин: «Мы дадим домристам шанс!»

Сергей Федорович, разговор сегодня у нас пойдет о предстоящем конкурсе «Домристы XXI века». Что интересно: сейчас у нас достаточно много конкурсов для народных инструментов, недавно прошел очередной Всероссийский, весной будет «Кубок Севера», практически ежегодно появляются новые конкурсы. Хотелось бы узнать подробнее, откуда появилась идея провести конкурс именно для домристов, и чем он будет отличаться от других подобных?

Предложение это поступило мне от творческой школы «Мастер-класс», которую курирует банк «Зенит». Поэтому самая главная отличительная черта нашего конкурса – то, что мы договорились с банковской группой «Зенит», благодаря чему лауреаты этого конкурса будут иметь возможность играть с оркестрами русских народных инструментов в крупных городах России.

Есть уже конкретные договоренности с оркестрами, прежде всего, там, где присутствует банк «Зенит». Это Новосибирск, Нижний Новгород, Краснодар, Красноярск, Петрозаводск – это все крупные города, и там прекрасные оркестры. 

Конечно, получить этот ангажемент будет не так просто. Это очень трудоемкая работа. Мне в свое время повезло - я получил первую премию на III Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. Тогда у нас была такая система – лауреаты первой премии сразу получали сольный концерт по линии Росконцерта. А ребятам, которые получили вторую, третью премии, давали по отделению. И даже отделение – это все равно солидно и серьезно, это возможность настоящего выступления в филармоническом зале.

Сейчас наш конкурс призван хотя бы немножко дать вариант молодым ребятам самореализоваться. Конечно же, мы постараемся сделать так, чтобы у нас ребята были творчески интересны. Во-первых, чтобы они имели свой репертуар, свое отношение к инструменту. Поэтому, прежде всего, программа должна быть достаточно разнообразной.

Сначала мы проводим отборочный тур по видео- и аудиозаписям. А первый и второй тур – уже приезжают солисты, и мы на месте разбираемся, кто как исполняет свою программу.

Программа у нас, я так думаю, тоже имеет свое лицо. Во-первых, в программе обязательно присутствует оригинальный концерт. Сольное произведение должно быть. Обязательно произведение старинной музыки, и, конечно, пьеса виртуозного плана.

Очень поощряется творческая индивидуальность, даже не говоря об исполнительстве, но также и в репертуарной политике. Мы, члены жюри, будем особое внимание обращать на творчество самого человека, не просто как студента, неукоснительно исполняющего мысли своего педагога, а именно как на самостоятельную творческую личность. 

Я считаю, это самое главное в любом искусстве – не сделать себе подобного, а раскрыть человека, показать его с его лучших сторон, чтобы он имел свое лицо. А не так, как часто бывает у нас - все делают, как по трафарету, что, по большому счету, не дает положительных результатов, не способствует развитию личности.

Конечно же, мы постараемся сделать так, чтобы у нас ребята были творчески интересны. Они должны иметь свой репертуар, свое отношение к инструменту.

Наш инструмент сейчас находится в стадии формирования, как сольный академический инструмент. Я всегда говорю, что у нас мало хорошо играть на домре, нужно еще и создавать. А в чем это должно проявляться? У кого есть композиторский дар – должен обязательно писать музыку для домры. У кого есть дар хорошо перекладывать музыку – нужно делать хорошие переложения и русской, и зарубежной музыки, это тоже очень важный момент. Современная, оригинальная музыка для домры очень актуальна. Но в то же время не следует забывать, на мой взгляд, что переложения классической музыки – это очень важное звено в развитии инструмента.

Почему? Тот же великий Паганини, и масса других замечательных музыкантов других специальностей, в свое время писали различные фантазии, к примеру, на темы из популярных опер. Для чего? Для популяризации своего инструмента, для показа технических, интеллектуальных возможностей исполнительства на этом инструменте.

Поэтому домра должна развиваться именно по двум этим двум широким направлениям. Так же, как инструмент не может состояться, пока для него не начнут писать профессиональные композиторы, но и так же, нам нужны переложения классики. И вот это все отражено в программе нашего конкурса.

И я думаю, те ребятки, которые получат первые три места, будут иметь эту возможность поиграть в течение двух лет с различными оркестрами. Опять же, это сложная задача. Чтобы играть с оркестрами, нужно иметь неординарный, интересный репертуар, сделать хорошие инструментовки – это, в общем-то, довольно-таки серьезная работа. Но я думаю, что мы молодым ребятам в этом смысле поможем.

Это шанс для ребят утвердиться. Действительно, у нас сейчас много конкурсов, дали тебе диплом – и делай с ним что хочешь, лауреаты выходят фактически в никуда. Причем, очень много действительно интересных домристов, но получается, что они как-то менее востребованы. Я думаю, наш конкурс даст им чуть больше шансов для реализации. Конечно, это колоссальный труд, и в первую очередь, с их стороны.

Просто замечательно, что такая возможность появилась. А чья это заслуга – убедить спонсоров, банк, ведь это очень непросто в наше время?

Заслуга, в первую очередь, Александра Арутюновича Петросяна, руководителя школы «Мастер-класс». Мы с ним пообщались летом на мастер-классах в Доме Творчества. У него недавно был колоссальный опыт проведения подобных мероприятий. Вместе с нашим замечательным баянистом, Народным артистом, профессором Вячеславом Семеновым, они провели отбор к Международному конкурсу в Шотландии. И те трое ребят, которые заняли первые места у нас, получили первые места и в Шотландии, что говорит о настоящем высоком уровне. И Александр Арутюнович загорелся идеей провести конкурс для домристов. 

Сейчас самая главная задача – чтобы мы могли «прокатывать» ребят. Конечно, они приедут, сольный концерт им не дадут, но три-четыре номера в концерте с оркестром, с тем же оркестром Кузнецова или Шутикова, для них будут колоссальным опытом. Они будут понимать и осознавать всю свою ответственность. А там, где нет оркестра, это вполне могут быть и камерные концерты.

Вообще для того, чтобы хорошо играть, нужно становиться художниками. Конечно, мы не рождаемся художниками. Даже наши великие, я считаю, музыканты, все мои друзья – и Александр Цыганков, и Тамара Вольская, и Вячеслав Круглов, и Ираида Ерохина, которые сейчас являются блистательными музыкантами, тоже когда-то начинали, и в плане становления им тоже помогали хорошие люди.

И наша главная сейчас задача – помочь молодым ребятам состояться в плане исполнительства. В конце концов, это наша смена, и мы должны ее лелеять. Если у нас появилась какая-то звездочка, не важно, чей это студент, мой, не мой – мы должны взять ее, и чтобы она у нас расцвела.

Сколько на сегодняшний день подано заявок?

Пришло более 50-ти заявок, причем за каких-то два дня. На первый тур мы уже отобрали 23-24 заявки. Все будет проходить очень компактно. 3 – 4-го декабря у нас будет первый тур, 5-го – второй и 6-го – заключительный концерт. География участников достаточно большая – это и Татарстан, и Беларусь, и Москва, и Нижний, и Краснодар, и Петрозаводск... Оргкомитет сейчас усиленно работает, печатает буклеты.

Сергей Федорович, Ваши пожелания конкурсантам.

Господь Бог всем дает почти одинаково. Существуют, конечно, исключения, такие, как Сергей Васильевич Рахманинов, Никколо Паганини… Другое дело, один человек может трудиться, а другой – не очень. Одному повезло – попал к хорошим педагогам, которые научили трудиться, а другого – не научили.

К конкурсу готовиться бесполезно. Нужно просто ответственно заниматься музыкой. Сегодня я всегда говорю своим студентам – ваша задача, ваша работа заключается в том, чтобы хорошо учиться, трудиться. Это ответственность, в данный момент, по отношению к музыке, к своему инструменту. 

А к конкурсу человек всегда должен быть готов. Повторяю – нужно заниматься Музыкой! Конкурс – это такая вещь: увидел объявление – зашел, сыграл и все. 

Поэтому желаю трудолюбия, усердия в этом деле. Мало ли, как сложится судьба – даже если не будет человек музыкантом, закончит учебное заведение и поменяет специальность – у него будет ответственность к любой работе. Не важно, играешь ты на домре, или бизнесом занимаешься, или еще чем-то – должна быть ответственность по отношению к тому делу, которым ты сегодня занимаешься.

Что пожелать еще? Конечно же, удачи. Везения и хорошего настроения.

В комиссии будут наши выдающиеся дирижеры – Народные артисты, профессора Виктор Александрович Кузнецов, руководитель Нижегородского оркестра, Анатолий Иванович Шутиков, руководитель Казанского оркестра. Поверьте, это люди, которые сами через это проходили, и проходят всю жизнь. Они все понимают, как это не просто. Так что, оценивать вас будут с полным пониманием всей сложности исполнительского процесса.

И главное – я хочу, чтобы у вас, уважаемые домристы, всегда были творческие планы, чтобы вы «горели», и все время двигались дальше. Лауреатство получить – это полдела, а вот двигаться дальше… Успехов!

Беседу с Сергеем Федоровичем Лукиным вела Вера Махан.

© «Домрист» 2008