Репортаж о VI Московском открытом конкурсе юных исполнителей им. В.В. Андреева

Репортаж о VI Московском открытом конкурсе юных исполнителей им. В.В. Андреева
 В первый день весны в Москве торжественно завершился конкурс юных исполнителей на народных инструментах им. В.В. Андреева. Юные конкурсанты со всей России вновь поразили столицу своими музыкальными талантами. Ребят наградили дипломами, ценными подарками, из которых особенно полезными, пожалуй, были 20 футляров для домры и балалайки от мастера Валерия Гребенникова, а также инструменты – домра от Валерия Гребенникова и балалайка от Александра Родина.
 Почти всем членам жюри я задала один и тот же вопрос: «Как вы оцениваете уровень нынешнего конкурса в сравнении с предыдущим?» Вот их ответы. Важно, что вместе с положительными оценками конкурса в целом, были обозначены и проблемы.
 Председатель жюри Владимир Борисович Болдырев:
 «Безусловно, уровень подготовки ребят очень вырос. Программы берутся повышенной сложности, отношение к звуку стало более дифференцированным, очень разнообразился репертуар. А вот концертмейстеры, увы, не всегда демонстрируют должный уровень игры, что им, как профессионалам, непростительно. Педагогам нужно больше внимания обращать на качество инструментов учащихся. К примеру, прекрасно звучали на конкурсе инструменты мастера Владимира Конвего. В этом году на конкурсе блестяще выступили регионы, которые раньше не были представлены: Уфа, Томск, Севастополь. Поразила своей многочисленностью и оснащенностью во всех смыслах средняя группа Б (от 12 до 13 лет включительно). Впервые на конкурс приехали юные исполнители с ограниченными возможностями на домре и балалайке – Кирилл Малямин (г. Энгельс, Саратовская обл.) и Николай Шамов (г. Минусинск, Красноярский край). Они награждены специальными призами «За волю к победе» - Кириллу вручена домра работы мастера Валерия Гребенникова, а Николаю – балалайка Александра Родина».
 Александр Андреевич Цыганков: «Уровень конкурса, безусловно, вырос. Поражает масштабность его, массовость. Совершенно потрясающие ребята были в средней группе Б, как у балалаечников, так и у домристов, это самая яркая группа на конкурсе. Ребята с периферии были традиционно сильнее, но в этом году порадовали и москвичи. Старшая группа домристов тоже приличная, но есть и проблемы. Некоторые ребята слишком «виртуозны» - темп берут быстрый, но пассажи не прозвучиваются, а для домры это основа. Хочется обратить внимание педагогов и ребят также на контроль метроритма, нужно следить за ритмической правильностью исполнения, особенно таких известных произведений, как Концерт Будашкина. Должно быть предварительное слышение исполнителем того, что исполняется».
 Сергей Федорович Лукин:
«Уровень с прошлого конкурса не изменился. Но средняя группа Б была очень сильная, и там есть явный лидер. Хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось музыкальной культуре в целом, а не только технике, быстроте исполнения. Ведь техника – это более широкое понятие, чем только беглость. Досадно также, что не очень много людей присутствует на прослушиваниях – конкурсанты должны видеть больше интереса к тому, чем они занимаются».
 Андрей Александрович Горбачев:
«Уровень остался таким же, но очень яркие были участники средней группы Б. Проблемы есть, и касаются они, в основном, звукоизвлечения, подхода к звукоизвлечению на наших инструментах. Сейчас мы подняли эту тему на педагогических чтениях, которые проходят в Гнесинской академии».
 Евгений Робертович Шабалин:
«Уровень конкурса, конечно, вырос. На будущее хочется пожелать, чтобы организаторами во время проведения конкурса планировалось также и проведение мастер-классов ведущих педагогов и исполнителей. Полезным и целесообразным было бы приурочить к конкурсу такого уровня и курсы повышения квалификации».
 От себя добавлю, что, побывав на прослушивании 2 тура старшей группы домристов, я отметила, насколько вырос уровень подготовки домристов за последние годы. Ребята играют программы, за которые раньше брались в вузах! Но я заметила также и две опасные тенденции у финалистов: 1) – погоня за беглостью в ущерб музыкальности и 2) – ничем не оправданный «артистизм». Очень часто программа для конкурса берется настолько завышенная в технической сложности, что ребята элементарно не справляются. Складывается впечатление, что нужно, во что бы то ни стало, играть быстрее всех – не лучше, а именно быстрее, т.к. пассажи не прозвучиваются, половина нот не слышна, можно только догадываться об их существовании. При такой зацикленности на беглости отмечается также недоработанность других частей произведения, где надо сыграть красивым звуком осмысленную фразу, да и просто, хотя бы не цеплять за соседние струны и т.п.. Непрозвученность пассажной техники, цепляние соседних струн – это точно не тот багаж, который стоит тащить за собой во взрослую, профессиональную жизнь. Сложно представить, чтобы, к примеру, на детском телевизионном конкурсе «Щелкунчик» финалисты на фортепиано или скрипке «не выигрывали» в быстром темпе все шестнадцатые, да и вообще, прозвучали не все ноты, написанные композитором.
 С другой стороны, вредит качественному исполнению и «артистизм» (беру в кавычки, так как к настоящему артистизму это имеет мало отношения), никак не связанный с музыкальным содержанием – мотание и вскидывание головы в совершенно неожиданных местах, закатывание глаз, эффектные жесты на публику там, где это не нужно, в результате чего рвется музыкальная фраза и т.д.. Все-таки в музыкальной Библии должно быть сказано: «Вначале была музыка», - исходить надо из характера и музыкальной необходимости, а не из желания сделать красивый жест.
 В этой связи хочется привести в пример великолепное выступление домристки Марии Галановой (средняя группа Б), обладательницы Гран-при конкурса, которое поразило и членов жюри, и публику. Удивительно, но девочка сыграла «Поэму памяти Есенина» – в общем-то, непростое по музыкальному содержанию произведение В. Городовской – настолько осмысленно в каждом звуке, настолько грамотно по фразе и выстроено по форме, что порой забывалось, что на сцене юный музыкант, которому всего 12 лет. При этом был и артистизм, и музыкальность в гармоничных пропорциях. Вот такого уровня исполнение должно быть на наших конкурсах, особенно в старшей группе, тогда и представители других академических специальностей будут относиться к домристам и балалаечникам всерьез.
 Заключительный концерт конкурса получился настоящим праздником. Он проходил в сопровождении оркестра им. Н.П. Осипова, дирижировал Даниил Стаднюк. Все без исключения ребята играли великолепно, а оркестр аккомпанировал очень бережно.
 В заключение добавлю, что VI конкурс им. В.В. Андреева показал, что исполнительство на струнных щипковых инструментах в России стремительно развивается. Ждем следующего конкурса через 4 года!

Смотреть фоторепортаж с заключительного концерта лауреатов и 2 тура домристов старшей группы

Вера Махан, 2015