Интервью с народным артистом России, профессором Российской Академии Музыки им. Гнесиных Александром Андреевичем Цыганковым

 

Александр Андреевич, Вы много концертируете в России и за рубежом. Чем отличается российской публика от западной?

Среди российской публики много наших коллег-профессионалов, которые ходят на концерты, сами концертируют, преподают; как правило, это люди, которые очень хорошо разбираются в тонкостях исполнительства. Западная публика - это просто любители музыки, они, может быть, в тонкостях не так разбираются, но очень любят музыку, которая, в первую очередь, близка России, и, тем не менее, с удовольствием слушают хорошую современную музыку, написанную таким образом, что для них это часто бывает открытием. Вообще я, как исполнитель, всегда иду по такому принципу: с одной стороны дать людям то, чего они ждут, а с другой - то, чему они будут очень удивлены и что для них будет новым. Вот этим двум принципам в подборе концертной программы я обычно стараюсь всегда следовать.

И все-таки, чем привлечь именно простую, неискушенную российскую публику на концерты домристов и балалаечников?

Надо сказать, что здесь есть уже определенный опыт. Во всем нужна, конечно, организация. Например, это была моя идея провести фестиваль народной музыки. Я об этом всегда говорю, когда бываю на гастролях в том или ином городе. Это можно делать на базе местных коллективов, пригласить солистов, какой-то ансамбль может приехать, а с ним солисты... Конечно, обязательно нужно пригласить пару вокалистов, которые поют русские народные песни, старинные романсы. И на юге Архангельской области мы такой фестиваль делаем. Называется он «Играй и пой, душа Поважья», от названия реки – Вага, так как фестиваль охватывает область вдоль реки Ваги. Я обычно шучу – «Гуляй и пой, душа Поважья, варись, варись, уха стерляжья», потому что там рыбка ловится :). И там приходит самая простая публика. Мы выступали в маленьких городах, даже в сельской местности, совхозах, и люди с удовольствием слушали песню, потому что песня им ближе, и народную музыку, и даже не только народную музыку, но и популярную классику.

А как поменять ситуацию в Москве, крупных городах вообще?

В Москве ситуация более сложная, потому что здесь очень много различных привлекающих факторов. Надо формировать просто свою публику. Вести работу. Выступать где-то и в школах, и в библиотеках, с музеями нужно дружить. Концерты в музеях хороши тем, что люди туда ходят, и всегда найдутся несколько человек, которые придут и в следующий раз. Получается, что свою аудиторию нужно формировать самим. Столько всяческих соблазнов в больших городах, так много артистов выступают, и в разных жанрах. Значит, нужно заинтересовывать, выбирать тематику интересную. Скажем, концерт из произведений современных композиторов, экспериментальные сочинения,  может позволить себе только артист, который уже имеет свою аудиторию. А сначала лучше играть что-то теплое и приятное для людей, причем они с удовольствием будут слушать и народную музыку, и популярную русскую классику, то есть что-то красивое, понятное, что-то, что будет легко восприниматься. Надо людей привлекать, как делал в свое время Владимир Иванович Федосеев, а затем Николай Николаевич Некрасов концертами оркестра радио в Колонном зале. У оркестра были свои поклонники. На оркестр радио тогда (ныне – АОРНИ ВГТРК п/у Н. Некрасова) в Колонный зал ходила своя аудитория. Она и сейчас осталась, теперь такие концерты (абонементные концерты АОРНИ ВГТРК) проходят в зале Чайковского

Да, конечно, но в настоящий момент та публика становится старше, а молодежь мало интересуется народной музыкой…

Да, к сожалению, со стороны государства поддержки не хватает, и я не знаю, когда наконец обратят внимание на элементарные вещи касательно нашей русской культуры. Мы с Николаем Николаевичем Калининым в свое время пробовали делать какие-то вещи. Нужно ситуацию повернуть, нужно, чтобы больше внимания уделяли нашему направлению культуры в средствах массовой информации, чаще показывали по телевидению...

И последний вопрос: в каком русле Вы видите развитие нашего инструмента, домры, в XXI веке? Прежде всего, в плане репертуара - что нужно играть: больше классики, или современной музыки, или, может быть, эстрады? Вы, как человек, сделавший, как никто другой, так много для репертуара домристов, что посоветуете нам, молодым профессионалам?

Классика, безусловно классика, звучащие произведения классики, без классики никуда мы не двинемся! Классическая музыка развивает вкус. Я в последнее время стараюсь больше играть с симфоническими составами, камерными оркестрами. Очень перспективное направление. Домра хорошо звучит с камерным оркестром. В этом направлении, мне кажется, нужно двигаться. Но вообще, я против каких-либо рамок. Конечно, и классику нужно играть, и интересные современные сочинения, и включать в свой репертуар произведения эстрадного плана. И, конечно же, обработки народной музыки! Нельзя забывать о наших русских истоках.


На вопросы сайта «Домрист» отвечал народныый артист России,
профессор Российской Академии Музыки им. Гнесиных
 
Александр Андреевич Цыганков.

Беседу вела Вера Махан.

© «Домрист» 2008