«Домрист.ру» представляет:

К 80-летию со дня рождения и 65-летию со дня начала трудовой деятельности музыкальным мастером Заслуженного работника культуры РСФСР Сержантова Владимира Филипповича!

Заслуженный работник культуры РСФСР, один из старейших и самых уважаемых музыкальных мастеров.

Более высоких наград еще не получали музыкальные мастера. Владимир Филиппович Сержантов первым получил это почетное звание!
Что сейчас с его инструментами? Помнят ли его музыканты?

Для создания банка данных
просим откликнуться музыкантов, владеющих балалайками и домрами
музыкального мастера Владимира Филипповича Сержантова.
Сведения и отзывы просим отправлять по адресу:
u-dacha@mail.ru или по тел. 8-495-501-89-81, 8-903-978-70-44.


Из семейного архива Сержантовых :

Журнал «Культура и жизнь» №7 от 1976г. – «Золотые руки мастера».

Во всех странах мира знают сейчас русские балалайки, домры, гусли... Сделанные руками разных мастеров, они как бы несут на себе отпечаток личности автора — своего создателя. Имя мастера о многом скажет знатоку даже прежде, чем он возьмет инструмент. Так, например, спе­циалисты восхищаются созданиями С. И. Налимова. У исполнителей на народных инструментах работы этого мастера ценятся так же высоко, как скрипки Страдивариу­са. Их исключительный строй, красоту звучания, прекрас­ное внешнее оформление отмечали многие зарубежные га­зеты. С большим уважением относятся музыканты и к Владимиру Филипповичу Сержантову, прекрасному масте­ру своего дела.

Часто после концертов к артистам Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова подходят слушатели и просят показать инструменты, игра на которых им так понравилась. Крутя в руках бала­лайки и домры, они качают головами, удивляются: «Какая прекрасная работа! Кто делал?»

Возможно, они не раз рассматривали балалайки, сделан­ные В. Ф. Сержантовым, который вот уже более тридцати лет работает в Москве на производственном комбинате Всероссийского хорового общества.

Владимир Филиппович любил мастерить с детства: де­лал корабли, самолеты, всевозможные игрушки. Мастер вспоминает, что его как магнитом тянуло к столярным инструментам. Работы Володи Сержантова не раз экспони­ровались на различных выставках юношеского творчества. В 1943 году двенадцатилетним мальчишкой он пришел в мастерские Министерства культуры РСФСР. Время было трудное, военное, и ему было стыдно бегать по улицам без дела, когда каждый человек делал все, что мог, для фрон­та, для победы над фашизмом.

Володя стал помогать взрослым сколачивать ящики для снарядов. Работал со сноровкой, стараясь не отстать от старших. На золотые руки мальчика, ловкость и умение держать инструмент обратил внимание известный мастер музыкальных инструментов Сергей Федорович Буров. Он подошел к маленькому рабочему и спросил:

— Хочешь, научу тебя делать русские музыкальные инструменты?

Так Володя Сержантов стал учеником Бурова. А летом 1945 года сделал первую в своей жизни балалайку. Хотя она была еще далека от совершенства, но, слушая, как на ней играют его друзья, Володя был счастлив.

Знакомясь с работами других мастеров, ремонтируя балалайки и домры знаменитых Налимова, Галиниса, Соцкого, Пасербского и других русских умельцев, Владимир Сержантов тщательно изучал, из какого дерева они выпол­нены, как склеены. Увлеченность и любознательность по­могли Сержантову приобрести обширные знания и нако­пить опыт.

Владимир Филиппович хорошо знаком с работами дру­гих известных современных мастеров — А. В. Ивличева, А. Н. Старикова, И. В. Емельянова. Они часто встречаются, обмениваются своим богатым опытом. Бывало, принесет кто-нибудь из музыкантов в ремонт очень старый, но великолепно звучащий инструмент, его не спешат разби­рать. Пусть сначала и другие мастера посмотрят — такие не часто встречаются. Каждую деталь редкого инструмен­та внимательно изучают, разглядывают расположение пру­жин, толщин дерева, стараются открыть секреты старых мастеров.

Работы В. Сержантова очень высоко ценятся сегодня музыкантами. Их хорошо знают в нашей стране. Мастер выполнил немало заказов на изготовление национальных инструментов республик. Бережно хранит он почетные гра­моты министерств культуры Якутской, Калмыцкой, Марийской АССР и многих других автономных и союзных рес­публик СССР. Теплые слова благодарности шлют ему руководители оркестров из Белоруссии и Украины.

Сделать балалайку совсем не просто. Прежде чем она будет готова, надо проделать более тысячи операций! Пожалуй, самое трудное — это подобрать материал. Для музыкального инструмента требуется дерево сухое, выдер­жанное, может быть, много десятилетий. Обычно для изго­товления инструмента все имеется в мастерской, но, слу­чается, прослышит мастер, что где-то на окраине города ломают старый дом, немедленно отправляется туда. При­дет, посмотрит на разбросанные бревна, поговорит с рабо­чими. Они отрежут ему кусок дерева. Он привезет его в мастерскую, а потом это дерево может оказаться именно тем материалом, из которого рождается потом прекрасный инструмент.

Чтобы сделать поющую балалайку, надо много знать и уметь: хорошо разбираться в породах деревьев, виртуозно столярничать, производить расчеты и обладать хорошим слухом. Ведь после того, как она будет готова, ее надо проверить — как звучит.

— Балалайку надо не только любить, но и понимать. Порой чутьем приходится догадываться, почему она не звучит. Музыкальный мастер должен быть изобретателем и хотя бы чуточку музыкантом,— наставляет Владимир Филиппович своих учеников.

И многие из них уже научились делать отличные ин­струменты. Рядом с Владимиром Филипповичем в мастер­ской работает его брат Евгений Сержантов. Опыт Сержантова-старшего перенял и другой сейчас известный музы­кальный мастер — Юрий Петрович Игнатов.

Сержантов склоняется над рабочим столом. Он при­нимается за дело, которому посвятил всю свою жизнь.

В. Ионченков,
артист оркестра русских народных инструментов.

Отзывы:

Я, Болдырев Владимир Борисович, солист Московской областной филармонии, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, знаю Сержантова Владимира Филипповича, как очень хорошего мастера по изготовлению музыкальных щипковых инструментов. Его инструменты обладают богатой музы­кальной палитрой, имеют мягкий тембр, хороший строй, пе­вучесть, красоту отделки. На его инструментах играют профессионалы и участники художественных коллективов. Неоднократно на конкурсах он получал первые места.

У нас в стране осталось очень немного музыкальных ин­струментов старых мастеров: Налимова, Соцкого и др. Владимир Филиппович считается непременным реставратором этих инструментов и делает это терпеливо, с большим уме­нием и мастерством. Большая благодарность ему за это трудное, нужное и почётное дело.

В. Б. Болдырев

Директору Московского
Производственного Объединения
ВХО тов. Гончарову В. Г.

Уважаемый Владимир Гаврилович!

Дирекция и художесвенное руководство Москонцерта ходатайствует о присвоении почетного звания «Заслуженный мастер» мастеру Московского производственного объединения ВХО тов. Сержантову Владимиру Филипповичу.

На инструментах изготовленных мастером Сержантовым В.Ф. играет квартет русских народных инструментов «Сказ» - лауреат Первого Московского конкурса артистов эстрады. Домры и балалайки мастера обладают богатой музыкальной палитрой и неограниченными выразительными возможностями. Мягкий тембр, певучесть и оригинальность отделки значительно выделяют их среди многих других работ.

При создании инструментов ощущается творческий подход и поиск новых конструктивных решений, которые дают возможность расширить технические возможности исполнителей.

Художественный руководитель -
директор Москонцерта Сафонов И. Н.

«За заслуги в области советской культуры Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»…Сержантову Владимиру Филипповичу – музыкальному мастеру Московского производственного комбината Всероссийского хорового общества…»

Вырезка из газеты «Вечерняя Москва»
от 23 июня 1983 г.

Материал прислала Нина Сержантова